Найти в Дзене
Travel Bears

Турецкое эхо в советском кино

В каких советских фильмах наиболее ярко представлена Турецкая республика?

Как известно, в Советском союзе не было возможности свободно путешествовать по миру. Привилегией выезжать заграницу обладали лишь немногие. Всё, что мог предложить любому желающему этот большой и многогранный мир, Советский союз дублировал на свой манер и выдавал за оригиналы. У нас были и своя маленькая Швейцария, свой Париж и свой Рим. Не без причины, конечно. Страна необъятных размеров раскинулась от южных до северных морей, и на ее просторах можно было отыскать много щедрот и красот. В том числе и тех, которыми с успехом можно было заменить заграничные оригиналы.

О той или иной стране можно было узнать только из книг, программ передач или кино. А как говорил наш дедушка Ленин: "из всех искусств для нас важнейшим является кино». (Кстати, с легкой руки дизайнера Яндекса Артемия Лебедева и журналистов "Коммерсантъ-Власть" заветную фразу переиначили на следующую: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»).

Достоверность - дело техники, а она, как оказалось, и для истории не очень то важна. Зарубежные страны вписывались в культурный контекст Советского союза в том виде, в котором позволяла идеология и цензура.

Зачем ехать за тридевять земель, если подобные пейзажи можно было отыскать в одной из братских республик? Кому нужны настоящие американские прерии, если их можно отснять в Крыму (как в фильме "Человек с бульвара Капуцинов")? Зачем отправлять целую киносъемочную группу в Буэнос-Айрес, если аргентинскую столицу можно сдекорировать в Баку (что и сделано в фильме "Человек-амфибия")? Кому нужен Лондон, когда есть Рига ("Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона")? В конце концов, не отправлять же мушкетеров во Францию, если есть Украина ("Д'Артаньян и три мушкетера")?

В таком же искаженном виде в советском кино отпечаталась и Турция. Приведем лишь несколько самых знаменитых примеров.

1. "Бриллиантовая рука"

Остроумную комедию Леонида Гайдая о приключениях Семена Семеновича Горбункова хоть раз в жизни посмотрел каждый житель бывшего Советского союза. Фразы из этого фильма давно стали крылатыми, а песня "Нам бы понедельники взять и отменить" актуальна и сейчас для офисных менеджеров современной России.

Плакат к фильму "Бриллиантовая рука" (фото www.wikipedia.org)
Плакат к фильму "Бриллиантовая рука" (фото www.wikipedia.org)

По сюжету Семен Семенович отправляется на круизном теплоходе в загадочный Стамбул, где в силу случайного (скорее - комичного) стечения обстоятельств ему загипсовывают на руку контрабандные драгоценности, ставшие отправной точкой для последующих забавных приключений Семен Семеныча.

Надо отдать должное, Гайдай действительно хотел отправиться со съемочной группой в Стамбул и отснять там в историческом районе нужные сцены. Но не получилось - денег не выделили, а саму идею никто не одобрил. Не мудрено - за картиной был закреплен целый капитан КГБ. В итоге место удивительного по своей атмосфере города, устоявшего в многовековом противостоянии Европы и Азии, занял, возможно, не менее исторический город Баку.

Знаменитое место в Баку, прикинувшееся Стамбулом (фото www.commons.wikimedia.org)
Знаменитое место в Баку, прикинувшееся Стамбулом (фото www.commons.wikimedia.org)

Получилось вполне достоверно. Картина полюбилась зрителям и стала классикой чуть ли не с момента выхода на экраны. Хотя на самом деле было бы интересно увидеть в "Бриллиантовой руке" стамбульские улочки конца 1960-х годов, настоящую Галатскую башню или даже мечеть Айя-София.

2. "Джентльмены удачи"

Евгения Леонова в роли бандита по кличке "Доцент" помнят все. Картину "Джентльмены удачи" ежегодно крутят в канун Нового года, но от этого шутки и крылатые фразы из фильма удивительным образом не блекнут до сих пор.

Плакат к фильму "Джентльмены удачи" (фото www.wikipedia.org)
Плакат к фильму "Джентльмены удачи" (фото www.wikipedia.org)

Несмотря на то, что сюжет крутиться вокруг похищенного шайкой Доцента шлема Александра Македонского, съемочная группа границы Советского союза не покидала. Максимум, куда доехала съемочная группа - это Самарканд (Узбекистан), где отсняли сцены побега подельников Доцента.

Однако Турция в фильме упоминается. А точнее, ее дикие нравы. Герой актера Эраста Гарина - профессор археологии в картине произносит: «Надо как в Турции в старину поступали! Посадят вора в чан с дерьмом. Только голова торчит. А над ним янычар с мечом. Через каждые пять минут как махнет мечом над чаном! Вот так он весь день в чан и ныряет».

Яркий образ турецких янычар, естественно, стал частью советского фольклора. А наши современные реалии каждый раз при прочтении очередных новостей о казнокрадстве вновь вызывают этот образ в справедливом желании избавить и Россию от воров. Все потому, что получился довольно убедительный культурный штамп. И картине он оказался только на пользу.

3. "Три плюс два"

Картина по пьесе Сергея Михалкова о судьбоносной встрече на диком пляже трех дауншифтеров из Москвы и двух незнакомок снималась в Крыму. Натур-съемки вышли убедительными, а разыгранная история любви - искренней.

Плакат к фильму "Три плюс два" (фото www.wikipedia.org)
Плакат к фильму "Три плюс два" (фото www.wikipedia.org)

Совершенно заслуженно кино пользовалось оглушительным успехом, а путешествие дикарём популярно сейчас как никогда.

Помимо прочих достоинств, фильм запомнился замечательной песней "Все говорят: любовь - это яд". Но речь пойдет не о ней. В одной из сцен по радио звучит народная турецкая песня «Keziban'ın Alt Odası Sekili» («В нижней горнице Кезибан цветник»). А так как место действия в картине - это наш берег Черного моря, то получается, что радио перехватывало сигнал с другого берега - прямиком из Турции. Довольно смелый ход для тех времен. Кстати, в отличие от других приведенных примеров, песня самая что ни наесть турецкая.

Знаете, какие страны еще засветились в советских фильмах? Пишите в комментариях.

Приятного просмотра! И приятных вам путешествий!