Начинаем наш цикл статей по истории огнестрельного оружия с очерка о прототипе, завоевавшем, в дальнейшем, все поля сражений с начала XVIII, до середины XIX века - кремневого замка.
Мы поговорим о первых кремневых замках – снаплоках (snaphaunce или snaplock).
В XVI веке, ознаменовавшем победу огнестрельного оружия над рыцарской кавалерией, кроме замков с фитилем, существовало два типа механического поджога пороха на полке замка.
Первый, это колесцовый замок (wheellock, от «wheel» – колесо), где поджигание пороха на полке происходило благодаря тому, что при спуск приводил к прокрутке, заранее заведенного ключом, колеса, которое специальными нарезками зацепляло пирит на огниве, что создавало устойчивый поток искр и, практически, исключало осечку.
Второй, это и есть снаплок (snaphaunce или snaplock, от «snap»- щелчок), в котором искра высекалась благодаря удару кремнем о огниво.
Само появление замка может быть связано с объединением идеи ударного фитильного замка (snap-match (от слова match - фитиль) lock и, даже, более ранний shap-tinder (от слова tinder - трут), где порох на полке поджигался тлеющим фитилем или трутом, и, знакомому с далекой древности, способу добывания огня ударом кремня по огниву.
Но, если существование колесцового замка мы можем четко проследить по музейным коллекциям с 1500-х годов, то вот снаплок, не смотря на большую простоту прослеживается в коллекциях музеев только со второй половины 16 века.
С чем это связано и почему мы утверждаем, что данный тип механизма применялся еще в начале века. Обратимся с письменным источникам.
Самое раннее, предположительно, упоминание относится к 1515 году, в Констанце, Германия. Там юноша взял у девушки пистолет без фитиля. Когда он нажал на курок произошел выстрел, и девушка была ранена. Конечно, можно предположить, что замок был колесцовым.
Еще через 2 года мы встречаем письменный запрет императора Максимилианом I на использование само-ударяющихся замков, которые стреляют «сами по себе».
Тут мы обращаем внимание, в первую очередь на слово- "ударяющиеся", что исключает колесцовый механизм.
Далее, мы встречаем подобные отличные от фитильного и колесцового механизмы в городских актах Феррары 1522 года. В актах Флоренции за 1547 год, также упоминаются различные типы замков, такие как: фитильный, колесцовый и замок с кремнем и замок от удара камня по железу. В то же время, образец замка из арсенала замка Грипсхольм - 1547 года, уже относят к снаплокам. И, далее, в шведских источниках слово снаплок фигурирует все больше и больше.
Не проходит и 10 лет, как мы встречаем первый образец 1556 года в арсенале Стокгольма. Предположительно, он один из целой серии оружия, изготовленного на основе стволов из Нюрнберга и замков с местных мануфактур.
Следующие образцы уже относятся к 1560-1570 годам это ружья из в Арсенала Стокгольма, из собраний музеев Германии.
На этом, пока, все, а о национальных особенностях и причинах эволюции данного механизма, равно как и их результатах, мы поговорим в следующих частях.