Слово "гейша" в современном обществе почти всегда равняется слову "куртизанка". Однако, это не более чем стереотип. Почему гейши получили такую "славу" и кто им в этом помог? Давайте разберемся в этом кратком экскурсе в историю Японии.
Первые упоминания о гейшах можно найти в документах XVII века, где первые представители упоминаются в текстах о Токио, Киото и Осаке. И да - это были мужчины. И это в том числе никак не связано с гомосексуальными пристрастиями японской знати (об этом можно почитать тут). Просто первыми гейшами были артисты театра Кабуки, которые развлекали во время застолья тех людей, которые как раз пришли "за телом".
Дословно "гейша", слово из двух иероглифов в японском языке, переводится как "человек, занимающийся искусством". Можно предположить прямую связь гейш и куртизанок - и даже не ошибиться, но это далеко не одно и то же. В летописях упоминается некая Касэн из Ёсивары (так назывались кварталы удовольствий), которая первой перешла в гейши из рядов проституток. Конечно, опыт и наклонности не пропьешь, поэтому Касэн образовала т.н. "опрокидывающихся гейш", которые спали за деньги с клиентами. А традиционные, "белые гейши", были как раз собеседниками, артистами, музыкантами - и ни-ни под кимоно.
Одним из официальных японских законов гейшам было запрещено торговать своим телом (что их, конечно, не всегда останавливало). Этот факт и то, что на Западе выходило очень много исторически неточных романов ("Мемуары гейши", например) практически приравняли куртизанок с гейшами. Сегодня в Японии вполне можно оплатить услуги гейши для совместного похода в театр или на банкет, но большего не будет. Один маленький нюанс: существует такое понятие как "данна" - покровитель гейши, от которого у нее могут быть дети, который покупает ей одежды и находит влиятельных клиентов. А могут между ними быть и чисто платонические отношения, без проблем.
В японском языке куртизанки называются "юдзё" и ее вполне можно легко отличить от гейши даже по внешности. Юдзё всегда носили простое кимоно и узел на поясе завязывался спереди, чтобы можно было легко снять и надеть его не один раз за день. В то же время гейш всегда одевали помощники, бант сзади был настолько красив и сложен, что его нельзя было завязать и развязать самой. И, если в волосах куртизанки могло быть достаточно большое количество разных украшений, гейши использовали только простой гребень.
Что весьма сходится - так это первые шаги на пути гейши и куртизанки: бедные родители продавали девочку совсем маленькой, после чего она становилась служанкой и ученицей. В современной Японии гейшей может стать только девушка, достигшая 15 лет и окончившая среднюю школу. Девочки учились музыке, танцам, живописи - а еще политике и обсуждению текущих событий. Потому что собеседником может оказаться кто угодно, вплоть до высокопоставленных особ, и гейша должна уметь поддержать разговор. Поэтому такое сложное и разностороннее обучение у гейш проходило в течение всей их жизни.
Через полгода нахождения в "доме гейш" девочки проходят "мисэдаси" - обряд посвящения, который одновременно является и их экзаменом на должность официальной ученицы гейши, "майко". К каждой майко приставляли наставницу, "старшую сестру", которая сначала давала уроки и советы, а потом и находила клиентов. Чем больше влиятельности у старшей сестры - тем успешнее будет карьера новой гейши.
Как и проститутка, гейша заключает со своим домом контракт, который всегда имеет право выкупить и стать свободной. Куртизанки в таких случаях обычно старались сами основать свой "дом удовольствий", а гейши просто отправлялись на своеобразную пенсию. Как традиция, такая гейша всегда посылала своим учителям и клиентам по коробочке вареного риса в подарок.