Найти в Дзене

Кто и как готовит олимпиадные задания

Оглавление

Если вы принимали участие в предметной олимпиаде только один раз, и тот на школьном этапе, то все равно знаете, что задания там не из простых. Они отличаются от контрольных, ОГЭ и ЕГЭ необходимостью давать более полные ответы и выходом за рамки школьной программы. Чтобы ответить на них и набрать максимальное количество баллов, нужно не только знать свой предмет, но и тех, кто придумывает задания. Этот процесс ничуть не проще поиска правильного ответа, если не сложнее. 

Я расскажу вам, кто составляет задачи по математике, где не нужно считать, и откуда в задании по географии песня Мэри Поппинс. 

Составители задач — кто они?

Организацией Всероссийской олимпиады школьников занимается большая команда, в рамках которой действуют предметно-методические комиссии. Для каждого из 24 предметов она своя. В них входят как профессоры, так и студенты. Последние чаще всего сами недавно были участниками олимпиады и занимали призовые места. Все чаще их процентное соотношение 50:50. Они-то и выступают в роли составителей задач и членов жюри. Комиссии делятся на центральную и локальные. Последние составляют задания для школьного и муниципального этапов ВсОШ, а центральная комиссия формирует комплект задач для регионального и национального этапов. Ее состав больше, чем у местных комиссий — около 25 человек.

-2

Как составляют задачи и кто их проверяет?

Олимпиадные задания по каждому предмету очень разнообразны по набору тем, поэтому они составляются специалистами из разных областей. Задачи по биологии придумывают генетики, зоологи, ботаники, по русскому языку — лингвисты, филологи, по математике — геометры, комбинаторы. Кстати, составители задач по математике предпочитают именоваться композиторами, потому что науке присуща музыкальная стройность. Придумывать задания по конкретной теме проще тому, кто глубже погружен в нее, но составлена она так, чтобы решить ее было под силу каждому. Однако, это не значит, что нет универсальных составителей. Многие придумывают задачи по разным темам. 

Комиссии по заключительным этапам собираются два раза в год: осенью —  по региональному этапу, зимой — по заключительному. После комиссии еще примерно полтора месяца задания будут дорабатываться. 

Задачи для классов помладше составляются с опорой на школьную программу. Процесс подготовки задания может выглядеть так: составитель открывает учебник и просматривает темы для 6 класса. Видит, что там есть раздел про побеги и почки, и придумывает задачу, которая была бы сложнее материала из книги, но решаема благодаря знаниям из других предметов и общему уровню эрудиции. 

Например, в задаче по биологии могут спросить, почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? А вот задача из олимпиады по географии: 

«Знаменитая Мэри Поппинс в своей песенке исполнила: «Это было прошлым летом, в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля».

Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица — не является портом?» 

Как видите, вдохновение может прийти откуда угодно, поэтому составителю важно не только знать свою предметную область, но и обладать общей эрудицией. Нужно это и олимпиадникам, которым потом предстоит решать эти задачи. 

-3
"Задачи для школьников среднего звена обычно составляются быстрее, потому что их уровень сложности ниже. Над задачей для старшеклассника можно думать и полдня. Она должна быть многослойной и напичкана ловушками, чтобы на каждом уровне решения можно было ошибиться. Но еще мы оставляем подсказки, которые направят школьника на правильный путь решения."
Никита Алкин, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по биологии, составитель задач Всесибирской открытой олимпиады школьников и олимпиады Национальной технологической инициативы,член жюри Турнира юных биологов, Студенческого биотурнира.
-4

Многие олимпиадные задания не требуют от школьника знания какого-то научного факта: даты исторического события или формулы вещества. Например, в олимпиаде по русскому языку вам могут предложить перевести текст с древнерусского. Оно построено таким образом, что знание языка вам не потребуется, а понимание закономерностей грамматики — да. Задачи по математике часто не требуют вычислений как таковых. Баллы тоже начисляются не за одно верно вставленное слово или число, а  за ход мысли, аргументацию своего ответа.  

Задания стараются делать не только сложными, но и интересными. Например, задания по биологии могут быть связаны с кулинарией, пищевыми продуктами. 

После того, как задачи придуманы, члены комиссии собираются вместе на их вычитку и отбор. Они проверяют и решают их, чтобы определить уровень сложности, сверяют терминологию, которая в некоторых областях одной науки может использоваться по-разному. Еще один обязательный пункт — проверить логику решения. Тем, кто глубоко не погружен в тему,  она может казаться очевидной, а других запутает. После вычитки в финальный комплект войдут не все задания: что-то перенесут на следующий год или на другой этап олимпиады. 

Если задание составляется для онлайн-олимпиады, то этапов проверки будет даже больше. Вот как это проходит у нас. Сначала составители придумывают задания, а потом их проверяют методисты платформы. Задачи в онлайне всегда даются в формате теста, поэтому, в первую очередь методисты смотрят, можно ли переложить составленную задачу в этот формат без потери смысла и необходимости доработок. Потом они проверяют формат ответов, которые подразумевает задача, чтобы убедиться, что он подойдет для использования на платформе. Например, в задании может быть сказано соотнести текст и картинку. То есть платформа должна поддерживать такой формат. 

С тестами есть еще одна сложность: задания и ответы на них должны быть составлены так, чтобы исключить или свести к минимуму возможность угадать верный ответ. Как видите, задания для олимпиад в формате онлайн тоже проходят тщательную проверку, так что формат теста совсем не делает их легче. Зато при подсчете результатов нет места субъективности проверяющего — платформа сама распознает правильные ответы и подсчитывает финальный балл. 

Подготовка задач и для классического, и для офлайн-формата — это процесс не только интеллектуальный  и технический, но и творческий. На него олимпиадники даже делают пародии. Например, после олимпиады по биологии проходят капустники, где школьники делают зарисовки на ченов жюри. Достается и процессу подготовки задач. Но жюри обычно наносит ответный удар и делает пародию на пародию. Так что если вы думаете, что участие в олимпиадах сделает вас зубрилой без чувства юмора, то ответственно заявляю, что вы не правы.

Анна Воронова