Найти в Дзене
История и культура Евразии

Строки А.Пушкина об армянах - что он имел в виду?

Оглавление

Как не напишешь статью на Яндекс Дзен по истории армян, так сразу кто-нибудь в комментариях напишет строки великого поэта А.С.Пушкина, где есть упоминание армян.

Так как я привык проверять надежность получаемых сведений, то решил выяснить с чем связано такое отношение А.Пушкина к армянам.

И установил вот что:

Строки взяты из начатой, но не завершенной поэмы А.С.Пушкина "Тазит".

В поэме говорится о том, как молодой горец-чеченец Тазит (свежий,чистый с тюркского), живший у родни в низменности и соответственно воспринявший более мягкий образ жизни снова вернулся к отцу Гасубу (в переводе с турецкого - мясник), жившему в горах и соблюдавшему все горские обычаи.

В это же время, убивают его старшего брата. И отец требует от него продолжить их разбойничий промысел и заняться поисками кровника.

Между прочим, старшего сына убивают около развалин Татартуба (то есть татарской вершины, так как Тобе по тюркски вершина). Возможно, даже его убивает татарин или тюрк.

Тазит, повинуясь воле отца выходит на большую дорогу пограбить, но не может этого сделать, даже встретив ехавшего в одиночку тифлисского армянина (это еще одно упоминание армян в поэме).

Отец узнав об этом, спрашивает его:

Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса?

Через несколько дней, Тазит также выезжает на разбой и на Кубани встречает окровавленного и израненного убийцу старшего брата. И не убивает его, не пожелав вредить беспомощному.

Отец также спрашивает его:

Ты долга крови не забыл!..
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем...
Где ж голова?.. подай... нет сил...

И вот после этого, узнав что сын не исполнил обычая кровной мести, отец бросает ему те слова, которые приводят в комментариях как уничижающие армян.

Так как поэма, так и не была написана, то сейчас трудно определить отношение Пушкина к армянам в этом его произведении. Считал ли он их трусами или же просто хотел показать разницу менталитета горцев и земледельцев в лице армян?

В реальной же жизни, А.Пушкин никогда не высказывал каких-либо уничижительных слов об армянах. Со многими из них он был знаком при жизни, посещая Одессу, где их было много. Особенно близкие отношения у него были с семьей армянских князей на русской службе Д.Абамелека.

Князь Давид Семёнович Абамелек (Абамелик), (арм. Դավիթ Սիմեոնի Աբամելիք, 1774—1833) — русский военачальник, генерал-майор кавалерии.
Князь Давид Семёнович Абамелек (Абамелик), (арм. Դավիթ Սիմեոնի Աբամելիք, 1774—1833) — русский военачальник, генерал-майор кавалерии.

Русский художник-маринист армянского происхождения И.Айвазовский был лично знаком с А.Пушкиным и тот предрек ему славу мариниста.

Поэтому из под руки Айвазовского вышло аж две картины, связанные с Пушкиным.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1877. Холст, масло. 228 × 157 см. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1877. Холст, масло. 228 × 157 см. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.

А это менее известная, написано сольно:

Айвазовский И. К. (1887) А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря
Айвазовский И. К. (1887) А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря