Найти в Дзене
НКН

Культурная астрономия в идеях, направлениях и каменных компьютерах

Культурная астрономия, как новое направление в археологии, дополняет и расширяет наши знания о древних культурах, подчёркивая важность интерпретаций, которую они придавали небесным явлениям. С другой стороны - она дополняет историю астрономии там, где отсутствуют письменные источники. Исходя из поставленных задач, под культурной астрономией понимают ряд междисциплинарных направлений, изучающая влияние наблюдений за небесными телами и явлениями на развитие древних культур. И астрономии - в частности. Некоторая часть специалистов-археологов возражает против выделения культурной астрономии в отдельное направление. Считая её субдисциплиной археологии. Тем не менее, зародившись на рубеже 19-20 веков, постепенно получает признание. И в настоящее время включает в себя: 1) историю астрономии 2) историческую астрономию, т.е. исследования, посвященные восстановлению конкретных астрофизических фактов из исторических источников дореволюционной эпохи, то есть до 17 века н. э.). Так, в космолог

Культурная астрономия, как новое направление в археологии, дополняет и расширяет наши знания о древних культурах, подчёркивая важность интерпретаций, которую они придавали небесным явлениям. С другой стороны - она дополняет историю астрономии там, где отсутствуют письменные источники.

Исходя из поставленных задач, под культурной астрономией понимают ряд междисциплинарных направлений, изучающая влияние наблюдений за небесными телами и явлениями на развитие древних культур. И астрономии - в частности. Некоторая часть специалистов-археологов возражает против выделения культурной астрономии в отдельное направление. Считая её субдисциплиной археологии.

-2

Тем не менее, зародившись на рубеже 19-20 веков, постепенно получает признание. И в настоящее время включает в себя:

1) историю астрономии

2) историческую астрономию, т.е. исследования, посвященные восстановлению конкретных астрофизических фактов из исторических источников дореволюционной эпохи, то есть до 17 века н. э.).

-3

Так, в космологических представлениях догонов, живущих на севере Африки, Сириус, ярчайшая звезда северного полушария, представлена как двойная звезда. Лишь недавно двойственность этой звезды была подтверждена (Сириус В и Сириус А).

-4

3) этноастрономия, т.е. влияние небесных явлений на фольклор древних культур.

Например, для племени хопи (потомки анасази, см. в/ролик) зимнее солнцестояние знаменовало приход качин. Качины были духами, которые, по мнению хопи, несли молитвы людей. Считалось, что некоторые качины помогают охотникам, увеличивают стада животных и влияют на долгую жизнь и счастье. У хопи даже была качина, олицетворяющая солнце; его звали Тава Кацина.

А звёздное скопление Плеяды они называли Чухукон (тех, кто держится вместе). Они считали себя прямыми потомками Плеяд, которые также были известны в некоторых мифах как 7 сестер. Они верили, что, когда хопи умираютт, их дух возвращается на юг, в это скопление.

-5

4) археоастрономия, основой которой является позиционная астрономия.

Основная идея: предполагается, что мегалитические комплексы или доисторичесике строения специального назначения (ритуального, религиозного и т.п.) возводились с учётом ориентации на основные небесные явления (дни равноденствия, солнцестояния, лунные паузы и т.п.) Настольной книгой для археоастрономии является пособие "Геодезия для археологов" Н.Локьера, изданная в 1909 году.

-6

Именно Н.Локьер выполнил первые археоастрономические измерения египетских пирамид

и Стоунхенджа.

Его работы стали образцом для последующих археоастрономических исследований в Египте,

Америке, Ближнем Востоке.

Он же предложил метод астрономической датировки древних каменных конструкций с использованием наших знаний о прецессии земной оси. Метод, впоследствии оказавшийся малопродуктивным. Эти ранние исследования дали начало многим аналогичным исследовательским проектам, касающимся других европейских доисторических памятников. А также - важные египетские, месопотамские, доколумбовы памятники.

-7

К середине 20-го века было

признано, что астрономическая ориентация является важным компонентом

архитектурных решений, выбранных многими культурами (Walker 1997).

Настоящий фурор, приведший к скачку популярности Стоунхенджа,

произвела работа Джеральда Хокинса в 1965 году.

Который утверждал, что из-за своего положения и ориентации Стоунхендж был своего рода

сложным компьютером, используемый для определения конкретных положений Солнца и

лунных циклов. И многих других астрономических явлений, включая затмения.

Работа Хокинса, хотя и была опубликована в крупных журналах, включая

"Природу", была крайне негативно воспринята специалистами-археологами. за то, что полностью проигнорировала все известные археологические и палеоэтнологические знания о социальной организации населения в 3-м тысячелетии до нашей эры. Неоспоримая несовместимость выводов Хокинса с археологическими и палеоэтнологическими фактами была доказана Ренфрю (1979).

-8

Ошибка Хокинса состояла в том, что он считал возможным изучать влияние небесных явлений на древние культуры без учета состояния их социального развития. и эта ошибка все еще распространена на сегодняшний день.

Утверждения Д.Хокинса и последовавшие за этим вал псевдонаучных гипотез спровоцировало неприятие археоастрономии подавляющим большинством археологов. И как следствие, застой в развитии этой дисциплины.

Ситуация стала выправляться в начале 80-х годов. Начали периодически проводиться "Оксфордские конференции" с археоастрономической тематикой.

-9

И эти новые междисциплинарные исследования привели к тому, что археоастрономия (в англосаксонских странах) часто упоминается в учебных пособиях и входит в базовый курс археологии.

В качестве примера - видеоролик о культурной астрономии анасази, живших с 1000 года до н.э. по 1300 год н.э. на территории современных США.

По материалам статей из библиотеки Чикагского университета и обзорной статьи А.Полькаро, В.Полькаро "Человек и небо"