Найти в Дзене
Серьёзные киношники

О профессиях в кино. Режиссер #1

Оглавление
Майкл Бей со съемочной командой
Майкл Бей со съемочной командой

Профессия режиссер в обывательском понимании на самом деле является профессией режиссер-постановщик. Это человек, который держит в голове результат, к которому должна привести работа всех на площадке. Это если очень обобщать.

Как я уже упоминал ранее, каждая профессия на съемках сочетает в себе творчество и технику. И профессия режиссера-постановщика как никто другой требует подобного гибкого подхода. Давайте смотреть чем занимается режиссер на разных этапах создания фильма.

Первый этап. Препродакшн.

Подготовка к съемкам это иногда самый продолжительный этап. Он начинается с того, что режиссер получает в руки сценарий (неважно от кого, может он даже и сам его написал) и начинает работу над его разбором. Это подробный разбор, который идет от общего к частному. Находит идею и от неё распутывает дальше вплоть до того, что разбирает каждую реплику персонажа. Зачем это? Во-первых, для того чтобы знать ответы на все вопросы касательно данного фильма. Именно на основе этой работы и будут приниматься решения что снимать, как и где. Во-вторых, это подготовка к работе с актерами, которым нужно ставить задачи на съемках. А самое главное, текст сценария хоть и не похож на литературное произведение, но как правило брать и снимать по написанному довольно сложно, ведь кино это визуальное искусство, и в нем надо показывать, а не рассказывать. Значит приходится определенным образом «решать» каждую сцену фильма таким образом, чтобы в одном месте было уместно дать героям говорить, а в другом заменить километры диалогов на действие и картинку.

Помимо всего этого. Когда сценарий разобран, составляется режиссерский сценарий, а по нему раскадровка. Про режиссерский сценарий мы поговорим в другой раз, поскольку тема тоже обширная. Большой ошибкой является составление раскадровки без работы над сценарием.

А помимо этого, режиссер еще взаимодействует с оператором-постановщиком, художником-постановщиком, художником по костюмам, композитором и так далее, то есть объясняет главам каждого департамента, что и как требуется сделать, чтобы это соответствовало идеи фильма.

Сценарий и пометки на полях
Сценарий и пометки на полях

Второй этап. Съёмочный период.

На съемках режиссер занимается тем, что работает с актерами. В основном его задача заключается в этом. Конечно, постоянно есть еще миллион вопросов, которые необходимо решать. Возможно равнозатратным по времени на площадке можно назвать еще взаимодействие с оператором-постановщиком. Но главное здесь не упустить актера. Что значит поставить задачу актеру? Это значит, что вы помещаете актера в обстоятельства, описываете ему ситуацию, в которой в данный момент находится его герой, тем самым заставляете актера естественно и логично отреагировать на эту ситуацию. О работе с актерами тоже нужно говорить отдельно, поскольку это сложнейшая тема, которой почти нигде не учат. Лишь единицы режиссеров умеют реально добиться от актера необходимого результата.

Сэм Джексон и Квентин Тарантино
Сэм Джексон и Квентин Тарантино

Третий этап. Постпродакшн.

Когда съемочный период закончен, не время отдыхать. Вы переезжаете к режиссеру монтажа. Да, в кинопроизводстве полно разных профессий, в названии которых есть слово режиссер и каждый занимается совершенно уникальным делом.

Так вот, вы садитесь за монтажный стол с режиссером монтажа и начинаете отсматривать снятый материал. На это может уйти действительно много времени, но это обязательно нужно сделать. По ходу просмотра отмечайте в своем блокноте кадры, которые вам понравились, это ускорит работу на монтаже.

Далее монтаж, но в общем смысле тут понятно чем занимается режиссер-постановщик, он является всё той же путеводной звездой для режиссера монтажа, чтобы тот ориентировался на идею и предлагал свои способы решения тех или иных вопросов. Полное взаимопонимание для двух людей в замкнутом пространстве просто необходимо.

На этом пока всё, увидимся в продолжении темы о профессиях в следующих статьях.