Четвертый день обучения. Здравствуй школа! Ребенок пошел в 7 класс. Добавились новые предметы, поменялись некоторые учителя.
Меня беспокоит не низкое качество знаний ребенка. С первого класса в связи с переездами мы сменили три школы, и в каждой обозначились фотографией на доске почета. Меня беспокоит низкое качество требований. Итак…Ребенок выполнял домашнее задание по биологии.
Вспоминаю как учила биологию я – вся терминология должна отлетать от зубов, пересказ параграфа близко к тексту. Можно и своими словами, но чем меньше словарный запас, тем ниже оценка. Попросила я ребенка рассказать мне параграф. И вижу, что пересказом там и близко не пахнет. Начинаю возмущаться, а ребенок объясняет, что у них не спрашивают домашнее задание на оценку – это раз, и не требуют параграфы учить – это два. Учитель максимум задаст вопросы по тексту, а на них можно отвечать своими словами. Ну например – вместо «получают органические вещества» вышло - «добывают себе еду». И это говорит моя девочка, которую еще пару лет назад выдвигали на участие в различных олимпиадах, и она занимала там призовые места.
Теперь стало понятно почему больше не выдвигают. Ее сломали системой. А я никогда не совала нос в процесс ее обучения – настолько легко ей все давалось. Уроки не требовали проверки, в тетрадках чистота, в дневнике красота. Не было повода усомниться в качестве образования. Она любит строгих и требовательных учителей, она в лидерах тогда, когда другие требуют замены учителя и отстают по программе. И тут на тебе.
А за что ставят оценки? За тесты. Постоянные тесты, тесты, тесты. Отметить галочками нужные ответы.
Кипит мой разум возмущенный, начинаю объяснять дочке элементарное – про развитие речи, умение оперировать терминами и давать наиболее полный ответ, перспективу увеличения нагрузки, усложнения программы, увеличения объема информации. Лучше сразу начать вникать в тонкости.
Привела в пример, как до третьего класса мы читали рефераты по бумажке, а в пятом появился педагог, который пристыдил, сказал: «Что это за детский сад?», ведь мы уже достаточно взрослые, чтобы сделать устный доклад. Так и тут. Появится педагог, который посмеется, поставит низкий балл. А заранее ведь никто не объяснил, что они уже взрослые серьезные ребята, семиклассники!
Не требуют. Это не нужно. Вспомнился еще один эпизод. Двадцать лет назад нас учили давать развернутый ответ: 32 землекопа вышли на работу в воскресенье. А сейчас в тетрадке: 32 землекопа. Тогда я тоже возмутилась, но оказалось зря. Их ругают за развернутый ответ.
Тесты, тесты, тесты…. Вся система обучения заточена на сдачу тестирования в конце обучения. Отметить галочками нужные ответы.
Я вынуждена убеждать ребенка в ошибочности такой системы преподавания. Я с этой системой в корне не согласна. Постараюсь помочь ребенку раскрыться и снова поверить в свои силы и необходимость обогащения речи. Учеба это не монотонные галочки. Это интересный мир, сотни открытых дорог, будущих возможностей, проектов, навыков и побед. И да, цели, задачи обучения, возможность будущей самореализации и успех не сводятся к результатам тестирования. "У тебя очень красивая улыбка" - говорю я ей каждый день.
Приглашаю к обсуждению статьи как в нашем классе дети ведут расстрельные списки.
и почитать мои Школьные воспоминания из 90х