Репетитор даёт результат в виде высоких баллов учеников и их поступлений в вузы. Новые ученики эти отзывы читают и хотят так же.
И при этом возникает много вопросов, как же всё проходит. В этой статье постараюсь осветить работу репетитора так, чтобы в целом было понятно.
Про себя
Перечислю несколько ключевых фактов про себя:
— Победитель городских и областных олимпиад по Физике, Математике, Информатике, Химии, Астрономии
— Окончил МФТИ с красным дипломом и аспирантуру НИИ физических проблем им. П.Л. Капицы
— Преподавал математику и физику в Физтех-Колледже (сейчас — Юниум). Здесь же руководил кафедрой математики
— Руководитель разработки методических пособий для учеников 7-11 классов обычной и углублённой программы
— Репетитор по физике и математике с 1999г.
Я состою в ассоциации репетиторов. Мы регулярно встречаемся и постоянно обмениваемся опытом того, как сделать занятия более интересными, эффективными, результативными.
Постоянное освоение новых приёмов преподавания — обязательная составляющая профессионализма репетитора.
Мои рабочие инструменты
— Ноутбук
— Графический планшет, он же IPad :)
Практика показала, что для эффективной работы онлайн одного ноутбука или планшета не хватает. Да и текущая конфигурация уже требует большой доработки. Если будет интересно, напишу статью по эволюции технических средств для работы онлайн: что было вначале, что пробовал, что категорически не подошло, хотя вначале казалось, что должно отлично подойти.
Так я выгляжу за работой
Как я использую оборудование? А вот как: на планшете пишу как на доске, на компьютере демонстрирую тексты, видео, картинки. Так же на компьютере вывожу видео учеников. Видеть учеников необходимо, чтобы понимать, что у них происходит.
Как только ученик перестаёт понимать, это сразу отражается у него на лице. И я этот момент ловлю и мы дальше не идём, пока не ликвидируем это непонимание.
Какие материалы я использую в работе
Для качественного обучения нужны учебники и платформы на все случаи жизни. Это учебники, (бумажные и электронные), образовательные платформы от разных производителей, собственные таблицы и разработки.
Учебники
По физике учебников у меня больше всего. Вот выложил на стол некоторые, которые в кадр поместились.
А вот учебники по математике:
По математике разложил тоже далеко не всё, чисто для красоты кадра.
Электронных сборников и учебников уже накоплено намного больше. При этом для подготовки к ЕГЭ использую далеко не всё. Программа уже обкатана, даёт отличные результаты, задачи достаточно стандартные, и для них есть несколько уже стабильных учебников и сборников.
А вот для олимпиад уже приходится использовать с десяток сборников по каждому предмету.
Электронные платформы
Основная платформа — РЕШУ ЕГЭ. Которая признана Министерством Связи социально значимым проектом. Очень удобная штука, где многие задания по ЕГЭ структурированы по темам, и соответствуют заданиям ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). А большая часть заданий просто взята из реальных или пробных работ ЕГЭ.
Вот так выглядит меню платформы РЕШУ ЕГЭ.
А вот так выглядит перечень задач по математике для ЕГЭ:
На решу ЕГЭ удобная структура как для занятий с репетитором, так и для выполнения заданий дома.
Для работы с особыми случаями или для подготовки к олимпиадным задачам, использую Фоксфорд:
Что делаем на занятии
На занятии мы решаем задачи, для чего часто надо рисовать. Например, как в этой задаче на геометрическую оптику:
Решаем задачи по МКТ (молекулярно-кинетической теории) на газовые циклы:
Здесь мы решаем задачу на определение средней скорости:
Не забываемся фокусировать внимание, что в задачах по физике важно сначала получить итоговую формулу, а потом подставлять числа. Будет ошибкой ставить вместо букв числа где-то в середине выкладок.
Итоговая формула — это такая формула, когда искомая величина выражена через известные или табличные.
Вот ещё задача, где много рисунка:
Рисовать можем вместе. Если у ученика есть графический планшет, он тоже может рисовать на доске.
Иметь графический планшет — приветствую. Образование сильно и надолго перешло в онлайн, так что рано или поздно все обзаведутся графическим планшетом.
Брать навороченный для художников никакого смысла нет, самый простой планшет тут подойдёт. От себя могу порекомендовать планшеты компании WACOM
Формата А5 достаточно. Лично мне даже удобнее оказался формат А6.
Ещё раз оговорюсь, что планшет не обязателен. Пока что требования к технической части со стороны ученика очень мягкие:
1. камера, которая хорошо показывает лицо ученика. Телефонная вполне подходит и зачастую она лучше, чем в ноутбуке
2. Нужен хороший и стабильный интернет
3. Ноутбук или компьютер с большим монитором, чтобы видеть задания
Хотя по последнему пункту некоторые ученики умудряются использовать экран телефона и всё на нём видят, им хватает. Так что у них телефон — это и камера, которая передаёт изображение ученика, и монитор, на котором они видят задание. А у некоторых учеников телефоны со стилусом, так что его можно использовать ещё и как графический планшет.
На занятиях по математике так же много пишем и рисуем.
Например, вот мы тренируемся строить сечения многогранников по 3-м известным точкам:
Тут у нас центральная симметрия:
Изучаем треугольник Паскаля:
Выписываем формулы сокращённого умножения:
А вот так могу задать домашнее задание:
А могу ДЗ задать, просто сфотографировав учебник. И заодно скинуть ученики и ответы.
Ответы скидываю далеко не всем. А только проверенным и ответственным ученикам, у которых вопрос чести — решить задачу самостоятельно.
Резюме
Я сейчас преподаю только онлайн. А онлайн стремительно развивается. Так что инструменты и платформы будут меняться, это несомненно. Через некоторое время напишу уже новую статью с новыми инструментами обучения.
Но ждать, пока онлайн-обучения достигнет божественного совершенства, нельзя. Во-первых потому, что это совершенство не достижимо. А во-вторых потому что время уходит, а терять его нельзя. В этом году были сильные ученики на поступлении в вузы и жёсткий конкурс.
Записывайтесь на занятия. Или просто пишите вопросы, комментарии :)