Приезжая в Санкт-Петербург я люблю зайти в Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Музей занимает первое место в моем личном рейтинге музеев Петербурга.
В этой статье я расскажу о нескольких экспонатах, с которыми связаны удивительные истории освоения полярных широт. Но для начала несколько слов о самом музее.
О музее
В 1920-х годах молодое Советское государство стало активно осваивать Заполярье. На Север устремились научные экспедиции. Учёные создавали полярные станции, наносили на карты ранее неизученные районы, ставили опыты по применению радиосвязи.
Собранные в экспедициях материалы говорили о богатых месторождениях угля и цветных металлов, которых в то время остро не хватало советской промышленности. А освоение Северного морского пути позволило бы снабжать продовольствием и оборудованием отдаленные районы страны и принимать оттуда готовую продукцию.
Помимо экономической составляющей, тема освоения Крайнего севера интересовала руководство СССР и с точки зрения политики и идеологии. Спасение в 1928 году экспедиции Умберто Нобиле ледоколом «Красин» укрепило международный престиж Советского Союза.
В 1930-32 годах экспедиция Ушакова и Урванцева нанесла на карту архипелаг Северная земля. Позднее эту экспедицию назовут географическим подвигом. В 1932 году ледокол «Сибиряков» пройдет Северным морским путём за одну навигацию, т.е. за короткий период, когда возможно движение судов. Раньше это считалось невозможным.
В те годы про полярников пишут в газетах, говорят на радио и ставят спектакли. В ответ на интерес советских людей к освоению полярных широт в 1930 году в Ленинграде и создали музей Арктики. В 1933 году музей переехал в здание единоверческой Никольской церкви, закрытой в 1931 году. Руководство страны решило, что культ самоотверженной работы в Арктике важнее культа религиозного.
В 1950-х началось международное освоение Антарктиды. Учёные из СССР не остались в стороне. С 1955 года в Антарктиду ежегодно отправляются экспедиции с советскими полярниками. В 1958 году музей переименовывают в музей Арктики и Антарктики.
Сегодня музей занимает два этажа. На первом этаже экспонаты, посвящённые природе Арктики и исследованию Северного морского пути, на втором этаже - экспозиция «Антарктида».
Интересные экспонаты
Самолёт Ш-2
Первый экспонат, встречающий посетителя музея, расположен прямо над входом - самолёт Ш-2. Ш-2 - первый советский самолёт-амфибия. В 1933 году Ш-2 погрузили на пароход «Челюскин» и использовали для ледовой разведки на Северном морском пути.
Увы, ледовая разведка пароходу не помогла и 13 февраля 1934 года «Челюскин» затонул в Карском море после сжатия льдами. Экипаж парохода успел высадиться на льдину со всем необходимым, не забыв и про маленький самолёт.
Основную часть экипажа парохода со льдины вывезли лётчики, ставшие впоследствии первыми героями Советского Союза. А маленький Ш-2, ласково прозванный летчиками «Шаврушка», затем своим ходом перелетел в чукотское стойбище Ванкарем.
Макет палатки СП-1
21 мая 1937 года на льдине вблизи Северного полюса начала работу первая в мире дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1».
Начальник станции Папанин, радист Кренкель, гидробиолог Ширшов и геофизик Федоров провели на дрейфующей в океане льдине 274 дня и собрали уникальный научный материал.
В центральном зале музея Арктики и Антарктики можно посмотреть на макет палатки, которой 4 человека жили и работали 9 месяцев.
Вернувшись на родину участники экспедиции стали докторами географических наук без защиты диссертации. Всем, кроме Папанина, присвоили звание Героя Советского Союза. Папанин был Героем и до экспедиции и получил второй орден Ленина. Практики повторного присвоения звания Героя тогда не существовало.
В честь станции СП-1 21 мая в России отмечается как День полярника.
Инструменты Рогозова
29 апреля 1961 года 27-летний врач антарктической станции Новолазаревская Леонид Рогозов почувствовал себя плохо. Будучи единственным врачом на станции диагноз ему пришлось ставить себе самому. Выводы оказались неутешительными - острое воспаление аппендицита. Лекарства и лежачий режим не помогли - врачу становилось все хуже. Погодные условия не позволяли вывезти больного на самолете. Да их и не было ни на одной из близлежащих станций. Выход оставался один - оперировать себя самому.
За 1 час 45 минут Леонид Рогозов в полулежащем положении и под местной анестезией вырезал у себя аппендицит и наложил швы. Ассистировали хирургу метеоролог Артемьев, подававший инструменты и механик Теплинский, помогавший с освещением и державший хирургическое зеркало.
За проявленное мужество Леонида Рогозова наградили орденом Трудового Красного Знамени. Владимир Высоцкий посвятил беспрецедентному событию песню, а космонавт Герман Титов упомянул в своей книге, как пример исключительной стойкости.
В музее Арктики и Антарктики можно посмотреть на те самые хирургические инструменты, которыми молодой хирург прооперировал себя на краю Земли.
Кстати, после истории с Рогозовым врачей на антарктических станциях всегда двое.
Заключение
Я рассказал Вам лишь о трёх экспонатах из 20 тысяч предметов музейного фонда.
Сколько ещё интересного можно найти в музее! Чучела белых медведей, штурвалы ледоколов, макеты полярной техники и экипировки, картины и диорамы... И все это в памятнике архитектуры 19 века. Если будете в Санкт-Петербурге - рекомендую посетить, проведёте время с интересом и пользой.