Один человек ложится в постель, полностью расслабляется, отключается, крепко спит и просыпается в 6 утра бодрый и свежий как хрустящий огурчик.
Другой ложится, полночи ворочается, не может расслабиться, отключиться, пережевывает в голове мысленную жвачку, обдумывая события прошедшего дня, кому он что сказал, а правильно ли его поняли, а не обиделись ли на него, а не будет ли неприятных последствий, а как надо было правильно сделать, а как лучше было ответить, а не выглядел ли он смешным, столько дел, успеет ли он переделать, и когда он всё переделает, кредиты, ипотека, всем должен. Под утро, измучившись и извертевшись, он засыпает, встаёт с тяжёлой головой, ходит полдня сонный, под вечер просыпается.
Ставят диагноз "неврологическое нарушение сна". Или не ставят, потому что человек не знает, что его состояние ненормально. Он так живёт всю жизнь, другой жизни он не знает. Близкие не понимают его состояния и осуждают его за постоянную сонливость и вялость.
По моим наблюдениям, люди, живущие в таком состоянии, находятся в социальном положении "раба". У раба не может быть собственных потребностей, он удовлетворяет потребности других людей. У раба не может быть своей жизни, своих желаний, своих целей и своей мечты, он живёт, чтобы воплощать в жизнь чужие планы и чужие мечты. Он создаёт благосостояние для других, не для себя. Он - батрак, прислуга, домработница, вещь, ресурс для потребления.
Что принесёт рабу наступающий день? Зачем ему просыпаться и вставать?
Совсем другое состояние "хозяин своей жизни". Человек просыпается с мыслью: "Это мой день! Это моя жизнь!" Ему не нужно заставлять себя вставать через силу, он встаёт с легкостью и с радостью. Ему не нужно заставлять себя делать гимнастику, он делает её для себя, для своего удовольствия, поддерживает своё здоровье для своего хорошего самочувствия, а не для того, чтобы оставаться ценной здоровой рабочей скотиной для хозяина.
Человек в психологическом состоянии "раба" может не осознавать своего печального положения, потому что никогда не был в другом состоянии.
Другая противоположность "раба" - состояние "господина", человека, уверенного в том, что все вокруг - его слуги, и существуют для того, чтобы его обслуживать. Это совсем уже тяжёлый случай. Даже не знаю, что хуже: состояние "господина" или состояние "раба". Состояние "господина" всё-таки хуже. "Раб" в конце концов осознает своё положение и выберется из него при помощи психологов и психотерапевтов. "Господин" - это конченный эгоист, эгоцентрист, до него не достучишься. Человек поглощён собой и своими желаниями, других людей он не замечает, и мысль ему в голову не прилетит, что на свете, оказывается, есть другие люди, и у этих людей есть какие-то свои желания. Он может надеть маску хорошего добропорядочного человека, но это будет маска. Придя домой, он снимает маску и становится тираном для своей семьи.
Интересно наблюдать за таким господином, когда он всех прощает: "Я вас прощаю!" В ответ он слышит: "Мы тебя тоже прощаем!" и весь загорается от негодования: "А меня-то за что? Кем они себя возомнили? Кто они такие, чтобы меня прощать?"
Человека превращают в раба с самого детства. Если ребёнок вял, скучен, часто простывает, не хочет рано вставать и идти в школу, скорее всего, его уже ввели в состояние раба. Либо маман - доминирующая самка, либо папан - доминирующий самец.
Был у меня один покупатель программного обеспечения. Он считал себя творческой личностью, занимался художественной фотографией, устраивал выставки со своими работами. А его сын делал рамки для его фотографий и оформлял для него выставки. Отец смотрел на сына как на подсобного рабочего, как на обслуживающий персонал, никого другого в своём сыне он не видел. А стоило сказать отцу, что его сын тоже мог бы реализовывать свои творческие способности, отец презрительно смеялся, мол, мой сын-то, этот дурак и бездарь, какие у него могут быть творческие способности. Вот такое отношение к собственному сыну.
Ещё с детства людей делят на рабов и господ. Обычно деспотичные матери затирают дочерей, а отцы - сыновей.
Именно затирают, превращают своих детей в невидимок. Человек-невидимка, невидимый слуга. В сказках "Пойди туда, не знаю куда" и "Аленький цветочек" описаны такие невидимые слуги. Невидимые слуги накрывают на стол, наливают напитки, убирают со стола. Идеальная прислуга - всё, что надо делает и никак себя не проявляет, не мешает хозяину наслаждаться жизнью.
Как только невидимый слуга начинает проявляться и предъявлять свои требования, его тут же начинают высмеивать - господам смешно смотреть на зарвавшегося слугу. Либо господа начинают возмущаться, совершенно искренне: "С какой стати я для тебя должен что-то делать и что-то тебе давать?" А когда взбунтовавшийся раб ответит: "Так и я не обязан тебя обслуживать", тогда раба начинают наказывать. Раньше раба наказывали физически - плетью и батогами. Сейчас наказывают психологически - бойкотом и травлей. Есть такое безобразное явление в нашем обществе - травля людей. Я лично наблюдала, как младостарческая община занималась травлей неугодных священников - это было отвратительное зрелище.
Так вот, чтобы научиться входить в ресурсные состояния или ещё говорят в состояние потока, нужно выйти из состояния "раба" и войти в состояние "хозяина своей жизни". Тогда жизнь перестанет казаться тюрьмой, концлагерем и каторгой, тогда жизнь превратится в бесценный дар. Человек перестанет видеть в жизни одни только проблемы и увидит возможности.
То есть, для вхождения в ресурсные состояния нужно пройти этап социализации, умения жить в социуме так, чтобы тебя не затоптали, не раздавили и не сожрали.
Как в наше время человека превращают в раба, ведь нельзя же его заковать в цепи и продать на невольничьем рынке? Психологически. Наказывают психологически - травлей или отвержением. И закабаляют психологически - обесценивая его личность. Поэтому социализация должна начинаться с сопротивления обесцениванию.
P.S. Сейчас говорят, что нужно избавляться от оценивающих суждений. На самом деле, избавляться нужно от оБЕСценивающих суждений.
Автор: Евгения Вазенмиллер
Предыдущая статья о состояниях