Это очередная статья про перекресток в городе Ижевске, который находится на пересечении ул. Горького и ул. Кирова. Ссылки на более ранние статьи о нём приложу ниже.
Так у нас бывает, вот всё что-то придумываем, деньги тратим, в итоге принимаем героические решения, а вопрос так полностью закрыть не можем. Самое смешное, виноватых нет, а герои есть!
Перекресток ул. Кирова (по горизонтали) и ул. Горького (по вертикали), которая в северном направлении заканчивается, упираясь в здание монтажного техникума.
Кирова - это магистральная улица, она имеет большое количество полос, а в её центре имеется выделенная трамвайная линия, для её перехода и попадания на трамвайные остановки жители пользуются подземным переходом.
Горького - это гораздо более узкая улица, сравнительно тихая, имеющая историческую значимость, надо сказать в определенное время она была даже уютной. Её тоже можно пройти через подземный переход, но это не удобно и долго.
Подземный переход
Подземный переход в этом месте был построен в 1982 году и его открытие было приурочено к 60 летию СССР. Напомню, что в Советское время они строились по планам и обеспечивали в том числе равномерную загрузку строительных трестов, а кроме функций перехода они планировались и под бомбоубежища.
80ые годы стали пиком строительства таких переходов в Ижевске, их появилось около десятка на самых широких улицах города. В 90ые и 2000ые,плановость нарушилась, уничтожение предприятий и снижение темпов жилого строительства - привело к закрытию или консервации некоторых подземных переходов, на тех направлениях которые раньше казались перспективными.
Город понимал какие переходы нужны жителям, их сохраняли и продолжали кое-как поддерживать. В некоторых переходах обживался бизнес, что позволяло городу зарабатывать деньги.
Где-то челноки или владельцы подземных забегаловок брали на себя текущий ремонт, но делался ли капитальный ремонт в столь сложных объектах - это вопрос!
Сейчас, все переходы города в достаточно плачевном состоянии, там очень неприятно находиться, скользко и всегда можно запнуться об какой-нибудь артефакт. Да внутренности надо поддерживать - это дорого, но надо, также надо как-то капиталить и несущие конструкции, отлаживать дренажные системы, а то скоро дойдем до того, что дороги будут в них обрушаться.
Как показывает практика европейских городов, существующие подземные переходы через улицы обычно закрывают или переделывают под коммерческие нужды с дублированием перехода по земле.
Перейти Кирова
Возвращаемся к нашему переходу. Если посмотреть на фото 2000го года, то мы увидим, как люди слоняются прямо по ул. Кирова, выйдя из трамвая. Сейчас, такое сложно представить, ведь за это время в десятки раз увеличился поток машин.
Свою роль в отсутствии перебеганий через Кирова сыграли заборы. Да они не очень высокие и через них можно перескочить, но дальше 4 полосы постоянно едущих машин. Такой расклад отобьёт желание, даже у самых рисковых чисто интуитивно!
Имеет значение в данном случае и дизайн трамвайной линии: на фото 2000 года мы видим рельсы закатанные в асфальт, а сейчас там трава ограниченная бордюром, что тоже не способствует хождениям.
Хотя я знаю пару ленивых пенсионеров, которые в наглую переходят на том участке. Они отбитые и даже темпа не увеличивают. На возмущенные крики водителей, отвечают: "Мы Ветераны труда города Ижевска нам можно!"
Переходим на ул. Горького, ведь именно там происходит главный градостроительный и проектировочный абсурд, а по сути убийство.
Перейти Горького
Ранее на улице Горького всегда был надземный переход, при чём изначально он дублировал подземный. Затем как бы интуитивно, "зебру" начали отодвигать ближе к остановкам автобуса и троллейбуса, которые отстают от перекрестка на несколько десятков метра.
В принципе перенести пешеходный переход - это правильно, ведь со всех сторон люди бегут на остановки, чтобы успеть на общественный транспорт. В какой-то момент его увели к следующему перекрестку у магазина "Подарки" и он оказался между разнонаправленными остановками, но ...
Подробнее последние передвижки переходов и остановок по ссылкам ниже, там абсурд, конечно!
В декабре 2019 года на этом участке ликвидировали «зебру» из-за повышенной концентрации ДТП
Наличие ДТП логично, ведь там был нерегулируемый переход, еще и сама дорога здесь не очень удачно спроектирована, автомобилисты развивают высокую скорость, тут же выезды второстепенных дорог, стоящий на остановках общественный транспорт - в целом обзор затруднен.
В январе 2020 года, после бурных дискуссий и под мощнейшим давлением горожан, мэр пообещал вернуть пешеходный переход
Жители города не хотели переходить Горького под землёй. В адрес администрации писали письма и дело чуть не дошло до митингов. Вопрос усугублялся, тем что именно через этот участок проходит много линий желаний горожан, там же и проходит велодорожка, которыми почему-то очень гордятся в администрации.
Внизу выложу ссылки, как народ перебегает этот участок, ради того чтобы успеть на транспорт, теперь водители их там не ожидали увидеть.
В августе 2020 года, решением администрации города и ГИБДД был восстановлен пешеходного переход, только чуть ближе к перекрестку с улицей Кирова
Постановление об обустройстве подписал глава Ижевска Олег Бекмеметьев. «Организовать регулируемый пешеходный переход и обустроить подходные пути на перекрёстке улицы Максима Горького и улицы Кирова по проекту и схеме, согласованным в установленном порядке», – говорится в документе.
Власти пообещали восстановить его, но вместе со светофором «с кнопкой», а также реконструировать расположенный неподалеку подземный переход.
Забавно, что переход этот восстановили на но место, где он был ранее. Точно не скажу когда, но более десятка лет назад.
2012
2018
Как и было обещано новый переход появился на историческом месте. Вот так вернулись к тому с чего и начинали! Правда кнопка включения, так и не появилась.
На начало сентября, периодически наблюдая за этим место, могу констатировать, что пользуется им очень много народу, ну не меньше, чем подземным - это точно (хотя там могут и Кирова переходить)! Особенно много велосипедистов.
🤦♂️но в завершение мэр сообщил, что данный регулируемый переход будет действовать до приведения в порядок подземного
Конечно, в нашей замечательной стране нет ничего более постоянного, чем временное. Да и как привести в соответствие с современными требованиями такой дорогущий и сложный объект как подземный переход? В общем странное решение!
Люди ходили и будут ходить!
Действительно, с одной стороны подземный переход плохой и как бы не соответствует требованиям комфортной и доступной городской среды и его надо ремонтировать. Почему бы его тогда не закрыть и не сделать надземный и через Кирова?
Да, всё просто! Просто надо учитывать психологию и соотношение комфорта с безопасностью. Заставлять человека идти длинным и сложным путём, когда цель прямо перед ним. Людям лень тратить время и силы, когда можно просто перебежать улицу в разрыве между потоками машин.
В итоге, несмотря на наличие подземного перехода, жертвы не пропадают, но в статистике полиции они отображаются в графе «по вине пешехода». Тяжесть аварий при этом, как правило, растёт: водители не ожидают увидеть человека на проезжей части, и ехать быстро становится психологически комфортнее.
1970
1975
2016
2019
Вот такая у нас система! Все стараются: ГИБДД план делает, а мэр и его команда оперативно пытаются помочь горожанам. Вроде никто и не виноват!
Мне сразу на ум приходит притча про лесоруба, которому было не когда заточить топор, ведь он не успевал вырубить дерево вовремя.
Выход очевиден
Надо прекращать думать задним умом! Этот узел города проектировался советскими инженерами под определенную модель, а сейчас Ижевск изменился:
- много личного авто, новый транспортный баланс;
- другое пятно застройки города;
- изменились интересы и маршруты желаний людей (велы сюда же);
- здесь построен новый плотный микрорайон Ривьера-парк.
... это надо принять как факт, а затем посмотреть в будущее. Понять какие задачи у этого места, какая его роль в городе. Понять, что не влияют переходы на пропускную способность. Транспорт — это не просто количество машин в час, а сложная система принятия решений и удовлетворения транспортного спроса.
Выход такой:
- сохраняем надземный пешеходный переход в этой же фазе движения, как альтернативу подземному;
- проектируем и устанавливаем приподнятый регулируемый надземный переход с кнопкой вызова в зоне остановок;
- после анализа транспортной системы и планов развития города, перепроектировать развязку (создание хаба, передвижка остановок, пешеходная улица и др.)
СТАТЬИ ПРО ЭТОТ ПЕРЕКРЁСТОК:
13.01.2020 - Про закрытие пешеходки. Как 10 лет делали идеальный переход
28.02.2020 - Что случилось после закрытия пешеходного перехода. Люди перебегают в неположенном месте, а в подземке смастерили всякое