Найти тему
LENS-DB.RU

Боке... Как много в этом слове...

https://www.flickr.com/photos/maxinetoh/
https://www.flickr.com/photos/maxinetoh/

Термин «боке» происходит от японского слова 暈け, которое не имеет удачного перевода и может быть обозначено как «характер размытия». Используется этот термин по крайней мере с 1996 года, но стал популярным в 1997 году, после того, как редактор журнала Photo Techniques Майк Джонстон опубликовал в марте-апреле 1997 года три статьи на эту тему.

Что интересно, слово «боке» употребляется японцами также при обозначении помутнения рассудка, старости, дряхлости, немощности. Как следствие, японская концепция боке отличается от той, к какой привыкли западные фотографы, и подразумевает съемку меланхоличных приземленных черно-белых снимков стариков и детей на существенно прикрытых диафрагмах, при которых не происходит заметного размытия фона и прорисовки точечных источников света.

https://www.flickr.com/photos/papaiya/
https://www.flickr.com/photos/papaiya/

В западной фотографии существенное внимание уделяется основному объекту съемки, для японских же фотографов пустое пространство вокруг него («ма») - как минимум так же важно. Если вы живете в культуре, для которой «ма» является концептуальным понятием в живописи, фотографии, фильмах, анимации, дизайне, архитектуре, разведении садов наконец, то вы видите вещи несколько по-иному. По этой причине японцы вполне обоснованно считают, что иностранцы знакомы с концепцией боке не в полной мере или не понимают ее совсем.

Боке – достаточно субъективное понятие, поскольку восприятие снимка зависит от зрителя. Некоторым нравится «нервное» боке, когда фон двоится, закручивается или имеет другие особенности. Кто то предпочитает, чтобы точечные источники света в зоне нерезкости принимали форму пятиугольника или иной многоугольной фигуры. Однако большинству людей всё же нравится следующее:

- Размытие переднего и заднего плана по Гауссу – плавное ровное размытие без какого-либо двоения и закручивания;

- Точечные источники света в зоне нерезкости равномерно окрашены, не имеют цветных каемок, обладают круглой формой;

- Не заметны продольные хроматические аберрации (цветная окантовка в зонах перехода от резкости к нерезкости).

К факторам, оказывающим влияние на характер боке, относятся:

- Фокусное расстояние объектива. Чем оно больше, тем меньше глубина резкости изображаемого пространства и сильнее выражено размытие фона;

- Относительное отверстие. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости и сильнее размытие фона;

- Дистанция фокусировки. Чем дистанция меньше, тем сильнее размытие фона. Кроме того, чем дальше фон находится от объекта съемки, тем также сильнее его размытие.

Большую роль играет оптическая схема объектива, расположение диафрагмы и ее конструктив. Скругленная диафрагма обеспечивает наилучшее боке, однако некоторые объективы, не обладающие такой диафрагмой, также способны демонстрировать очень хороший результат. Для обеспечения ровного круглого отверстия лепестки диафрагмы делают изогнутыми. Первым производителем оптики, выпустившим в 1987 г. модели с практически круглым отверстием диафрагмы, стала фирма Minolta, однако в настоящее время большинство производителей также выпускают объективы со скругленной диафрагмой (по крайней мере, для портретной съемки).

Что же касается глубины резкости, то чем ближе шкала расстояния к бесконечности, тем шире глубина резкости. В настоящее время шкалой глубины резкости оснащено подавляющее большинство объективов Carl Zeiss, Leica и Voigtlander, а также профессиональные объективы других производителей.

Примеры ситуаций:

Наихудший вариант. Объект съемки находится далеко от переднего элемента объектива и близко к фону; эффективное фокусное расстояние объектива небольшое; диафрагма умеренная. Что произойдет? Всё будет в фокусе. Вот почему компактные камеры в большинстве случаев неспособны обеспечить более-менее заметное размытие фона.

Наилучший вариант. Объект съемки находится близко к переднему элементу объектива, а фон – далеко от объекта съемки; эффективное фокусное расстояние объектива большое, а диафрагма широко открыта. Именно при таких условиях происходит съемка телеобъективами. Объект съемки при этом отделяется от фона, а сам фон размывается очень плавно и мягко. В таких условиях вы даже можете сделать снимок через стекло или колючую проволоку и не увидите ни следа от них на снимке.

В первую очередь позволяют получить красивое боке телеобъективы со светосилой 2 или 2.8. Кроме того, следует обратить внимание на модели с эффектом Soft Focus (Defocus Control). Удачными моделями являются объективы-фиксы со светосилой 1.2, 1.4 и 1.8 и фокусным расстоянием от 85 мм.

Боке обычно уделяют внимание при портретной съемке, а также при съемке дикой природы, поскольку главная цель боке – это заставить зрителя обратить внимание на основной объект съемки, отделить его от фона.

Однако возможна ситуация, когда боке на снимке настолько выражено, что основной объект просто «теряется» - зрителю не понятно, на что следует обращать внимание на снимке. При отсутствии в кадре второстепенных объектов основной объект съемки будет «вырван» из контекста и не столь интересен. Поэтому всегда оставляйте что-нибудь любопытное на заднем плане и привносите в кадр перспективу. Это позволит вам не просто продемонстрировать тот или иной объект съемки, но отчасти и рассказать его «историю». Необходимость обеспечивать разумный баланс между узкой глубиной резкости и контекстом объекта съемки – вот что является реальным вызовом для настоящих профессионалов.

Евгений АРТЕМОВ
https://lens-db.ru