Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Уважаемые читатели, прежде чем приступить к прочтению статьи, убедительно прошу подписаться на мой канал в телеграме "Лестница Роста"
Сегодня мы замечаем, что во всем мире обучение переживает кризис. Учителя все чаще задумываются об увольнении из-за стресса, низкой заработной платы, неуважения к своей профессии и чрезмерной педагогической нагрузки.
Кризис в США
Разочарованная низкой заработной платой, неуважением, нехваткой средств, стрессом, чрезмерной нагрузкой и чувством того, что их не ценят, например, половина учителей государственных школ в Соединенных Штатах подумала о том, чтобы расстаться со своей работой. Согласно исследованию Phi Delta Kappa (PDK), основные причины ухода учителей - недовольство соблюдением школьной дисциплины (60%); зарплата и низкие пособия (22%); стресс, истощение или давление (19%); и ощущение отсутствия уважения и оценки (10%).
Кроме того, учителя чувствуют, что им приходится выполнять задачи, не имеющие отношения к профессии. Одним из примеров являются ожидания американских родителей относительно того, чего они хотят, чтобы их дети изучали в школе. PDK отмечает в своем опросе, что родители считают, что в государственных школах должны быть общеобразовательные курсы и школа должна предлагать изучение Библии или медитацию в качестве предметов по выбору. Эти требования увеличивают давление на американских учителей.
Yahoo опросила более 50 учителей в США, чтобы выяснить, что заставило их уволиться. Один из них прокомментировал, что работа перестала сосредотачиваться на самом обучении, и их отвлекают от преподавания всякие отчеты, такие например, как сбор данных об успеваемости учащихся. Перегрузка также является негативным фактором. «Работа по 70 часов в неделю в течение многих лет означает, что мое здоровье и семейная жизнь пострадали. Я ухожу до того, как работа убьет меня», - сказал другой респондент. Такое чувство разделяют и другие педагоги, например, учительница испанского добавила, что ее коллеги ошеломлены, потому что преподавание стало обузой. «Все стало очень плохо», - заключила она.
В педагогической профессии так много усталости и разочарования, что на вопрос, хотят ли они, чтобы их дети стали учителями, большинство родителей ответили отрицательно. Джоан Ричардсон, руководитель исследования, проведенного PDK, отметила, что «по мере того, как профессия учителя стала намного более сложной, мы наблюдаем гораздо меньший интерес со стороны общественности и учителей к поощрению других стать педагогом». В профессии так много усталости и разочарований, что они сами не хотят, чтобы их дети стали учителями.
По данным Министерства труда США, 2018 год был годом наибольшего числа увольнений учителей за последние 17 лет. Приблизительно один миллион работников государственного образования покинули свои рабочие места в прошлом году. Самое тревожное то, что, если тенденция сохранится, в этом году цифры увеличатся.
Но этот кризис не ограничивается Соединенными Штатами, есть и другие примеры.
Кризис в Великобритании
Около 40% учителей, опрошенных Министерством образования Великобритании, ответили, что они не видят себя учителями в ближайшие пять лет. Из 8600 опрошенных большинство назвали чрезмерную загруженность и чрезмерную ответственность главными причинами своего ухода из профессии.
Кроме того, каждый пятый респондент (около 18% выборки) не видит себя преподавателем в ближайшие два года. Они не единственные: две пятых школьных руководителей и вспомогательного персонала, а также учителей хотят уйти в отставку в течение следующих пяти лет по причинам, очень похожим на те, что есть у учителей в Соединенных Штатах, а именно: неконтролируемая загруженность и чрезмерная ответственность.
Другой опрос, проведенный Национальным союзом образования (EF), показал, что 26% опрошенных учителей со стажем менее пяти лет хотят уйти в отставку к 2024 году. Причина? Более половины из них в качестве основной причины назвали загруженность (62%), а 40% - уровень ответственности. Напротив, только 15% респондентов с меньшим опытом работы планируют уйти из школы в 2024 году.
Кризис в Австралии
Австралийские учителя, недавно окончившие школу, вступают в эту сферу деятельности с высокими иллюзиями; тем не менее, согласно опросу Педагогического колледжа Квинсленда, от 30% до 50% бросают профессию в течение первых пяти лет. Учителя уходят из профессии, потому что чувствуют, что у них нет времени ни на что другое из-за большой нагрузки, а также из-за стресса. Многие говорят, что они чувствуют давление от Национальной программы оценки грамотности и арифметики (NAPLAN), и они боятся говорить открыто о своем стрессе.
Но эти факторы влияют и на руководителей школ. Директора также сильно страдают от стресса. Их отношения с родителями - одна из самых серьезных проблем, потому что они привели к их отставке из-за издевательств. 44% директоров подверглись угрозам и насилию.
Кризис в Чили
По словам исследователя Хуана Пабло Валенсуэлы из Центра перспективных исследований в области образования при Чилийском университете (CIAE), около 40% учителей уходят из профессии в первые пять лет (включая тех, кто преподает в частных школах). В своем исследовании Валенсуэла обнаружил, что из учителей, которые начали работать в 2000 году, 22% покинули профессию к 2002 году. К 2009 году этот процент вырос до 56%. И эти цифры только увеличиваются. Из учителей, которые начали работать в 2004 году, 23% уже покинули школу к 2006 году. В 2007 году треть учителей, которые начали работать в том же году, уволились к 2009 году. Эта ситуация объясняется плохими условиями труда и эмоциональным истощением.
Кризис в Венесуэле
Венесуэла переживает политический кризис, который привел к большой нестабильности во всех секторах страны. Это также сказывается на венесуэльском образовании и учителях. С 2017 года, как и в Чили, 40% учителей ушли из профессии. Некоторые из причин ухода - низкая заработная плата и плохая успеваемость, а также другие негативные условия труда (например, отсутствие социального обеспечения, медицинского обслуживания и страховки на похороны).
По словам Ракель Фигероа из Демократического подразделения сектора образования, низкая заработная плата и плохие условия вынудили около 50% учителей эмигрировать в другие страны, чтобы продолжить обучение. Для преодоления кризиса правительство Венесуэлы решило объявить конкурс «Экспресс-учителей», где после прохождения курсов общей продолжительностью 450 часов ученик сможет преподавать, - спорная мера, которая расстроила многих учителей.
Кризис в Мексике
В отличие от других стран, в Мексике проблема не в увольнении учителей. Дело в том, что к 2023 году учителей в этой стране не хватит. По данным Национального института оценки образования, в 2018 году 61 376 учителей вышли на пенсию или уволились. Из них 50% преподавали в начальной школе и 41% - в средней школе. К 2023 году эта цифра увеличится до 160 166 учителей.
Согласно данным отчета «Учителя в Мексике» (2015), к 2023 году количество вакансий учителей на уровне начальной школы составит около 78 823 и 52 180 на уровне средней школы. Если это так, возникнет серьезная проблема нехватки учителей, учитывая, что, согласно отчету, количество выпускников-стажеров-преподавателей в последние годы приближается к восьми или девяти тысячам.
В Мексике наблюдается дискредитация учительской профессии. Поэтому многие выпускники педагогических колледжей не хотят заниматься этой профессией. Одна из причин - низкая конкурентоспособность заработной платы, поскольку учителя в среднем зарабатывают на 83% меньше, чем другие профессии по стране. Поэтому эта карьера не является привлекательной для молодых людей. Если эта тенденция сохранится, то будет сложно обеспечить школу учителями. Следовательно учащиеся не получат хорошего образования из-за возможной нехватки педагогов.
Кризис распространяется по всему миру. Большинство учителей стремятся к тому же, а именно к конкурентоспособной зарплате, возможности личностного роста, улучшенным условиям труда, меньшему количеству стандартных экзаменов, поддержке своего психического здоровья и т.п. Карин Селхерт, бывший учитель в Соединенных Штатах, которая теперь работает водопроводчиком (а сейчас она зарабатывает вдвое больше, чем раньше), прокомментировала Yahoo: «Мне как бывшему педагогу грустно то обстоятельство, что я смотрю на учителей, которые могут заработать больше на другой профессии, а они почему-то этого не делают».
По официальным данным директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Нургали Аршабекова: «На сегодня в целом по республике существует потребность в кадрах примерно 3 тысячи человек, в основном нам требуются учителя физики, химии и математики, а также учителя английского языка и физической культуры, есть определенная нехватка учителей начальных классов, это около 415 человек». Это при всем том, что недавно в Казахстане был принят Закон «О статусе педагога».