Найти тему

Отравленные жвачки, колорадские жуки и другие страшилки в книге "Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР"

Пандемия коронавируса породило огромное количество страшилок, баек, городских легенд, которые немедленно вызвали в памяти другие, из совсем недавнего прошлого. В двадцатом веке советский человек покорил космос, целину, построил БАМ, освоил непроходимые земли, одолел гитлеровский фашизм, при этом в повседневной жизни у него было огромное количество страхов, опасений, которые сегодня выглядят настолько неправдоподобно, что авторы книги "Опасные советские вещи" Александра Архипова и Анна Кирзюк в предисловии сами сравнивают их гоголевским "Носом".

Городская легенда уже давно доказала свое право на научный интерес к себе, ее изучают социологи, антропологи, политологи, историки, фольклористы, урбанисты.

Антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк провели огромное количество опросов, интервью, изучали мемуары, дневники и архивные документы для того, чтобы в своей книге рассказать о том, как страхи превращаются в городские легенды, как легенды, в свою очередь, влияют на появление новых страхов и даже моральной паники. Каждый читатель, хоть кусочком своей жизни захвативший советскую эпоху, найдет в "Опасных советских вещах" факты, тексты, легенды, слышанные от родителей и соседей, от друзей и учителей. Про джинсы, специально отравленные противниками советского режима. Про иголки в креслах кинотеатров, оставленные там больными СПИДом. Про цыганскую или импортную косметику, например, крем, на дне баночки которого женщины находили записку: поздравляем с сифилисом, со СПИДом и т.д. Про похищение детей и проклятые места.

-2
-3

-4

Авторы книги показывают, как легенды становятся идеологическим оружием, как они появляются и кто их сочиняет, как с ними борются и к чему это приводит. Книга "Опасные советские вещи" стала лауреатом V Публицистической премии «ЛибМиссия» . Ее интересно будет прочитать не только фольклористам, антропологам или историкам, написанное умно, но доступно, исследование А.Архиповой и А.Кирзюк можно рекомендовать всем интересующимся , во-первых, советской эпохой, во-вторых, повседневностью, ведь городские легенды живы, просто одни и те же мотивы трансформируются в другие тексты.

Иногда не надо ехать в дебри Африки или на Северный полюс, чтобы открыть что-то новое и удивительное. Веками поэты и интеллектуалы восхищались древнегреческими эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея» и относились к ним как к единственному известному образцу подобных текстов. Но в XIX веке неожиданно произошло открытие новых эпических памятников, причем не письменных, а устных и живых, и буквально под боком: свой эпос был обнаружен у тюркских и монгольских групп, у карелов и финнов, у южных и восточных славян (для фольклористов и этнографов это примерно то же, что для палеозоолога, который всю жизнь изучал вмерзших в лед мамонтов, а потом обнаружил, что они живы-живехоньки и топчут твой газон ночью).