В правительстве РФ собираются принять решение, которое разрешит Сбербанку не выплачивать долг государству в размере 150 миллиардов рублей. Налогоплательщики все простят!
Ещё не успела затихнуть новость о том, что Лукашенко договорился с российским правительством о реструктуризации долга в размере 1 млрд. долларов, как в СМИ прошлась новость о ещё одном подобном кейсе.
Официального заявления ЦБ ещё не дал, но предыдущий опыт показывает, что все идёт к тому, чтобы все-таки «простить» долг Сбербанку. Но насколько вообще могут быть законными подобные действия со стороны правительства?
Дело в деталях
История началась в далеком 2008 году. Тогда случилась сильная экономическая депрессия, которая требовала вмешательства государства. Так как Сбербанк является чуть ли не главным игроком на финансовом рынке РФ, стране пришлось пойти на уступки, чтобы не допустить краха системообразующего элемента отечественной экономики.
Тогда этот банковский гигант получил от государства в качестве поддержки пол триллиона российских рублей, на устранение последствий экономического кризиса. Уже на следующий год Сбербанк отдал почти половину своей задолженности, а именно 200 млрд. Правда, потом высшее руководство банка быстро спохватилось и попросило деньги обратно. В то время председатель правления Сбербанка Герман Греф вступил на свою новую должность и, вероятно, похлопотал на предыдущем месте работы (с 2000 по 2007 год Герман Оскарович был министром экономического развития и торговли РФ), чтобы банку оформили рассрочку на 50 лет.
Прошло много времени с того момента, а Сбербанк остался должен в российскую казну 150 млрд. Но тут вдруг оказалось, что ЦБ и Минэкономразвития совсем не против простить этот долг учреждению.
Как провернуть?
Оставался один вопрос: как провернуть эту махинацию так, чтобы все было законно? Первую удочку закинул лично президент РФ, когда поручил правительству просубсидировать некоторые отрасли в связи с пандемией и кризисом, но банковская сфера не вошла в список.
Позже был предложен вполне законный вариант, как узаконить подобные действия со стороны регулятора. Так как страна является основным акционером Сбербанка (ей принадлежит контрольный пакет акций 50%+1), то она автоматически стает самым крупным получателем дивидендов от прибыли банка. Формально, планируется реструктуризации долга: то есть деньги как будто положили на бессрочный депозит, а не давали в кредит. Это значит, что страна может не забирать его из банка столько, сколько потребуется (то есть, спойлер, никогда), в отличие от кредита, который нужно вернуть в срок.
В целом, и овцы целы и волки сыты: Сбербанк может не возвращать долг (по сути), а российское правительство как-бы неплохо вложилось, пустило в оборот деньги, будет получать дивиденды с использования своих же денег. Выходит, что теперь возращение долга это только вопрос о «переложить из одного своего кармана, в другой».