Приветствую!
Писатель, журналист, историк-германист Лев Александрович Безыменский (1920-2007) специально для журнала «Огонек» написал статью, посвященную Нюрнбергскому трибуналу.
В сороковом номере от 1966 года вышла его публикация «Уроки Нюрнберга».
«<…> Пришел май 1945 года; «тысячелетняя империя» рухнула, от половины германских городов и сел остались развалины. Печальную картину являл весной 1945 года и Нюрнберг, который из образца средневекового зодчества превратился в образчик бомбежки англо-американской авиации».
«Огонек» № 40-1966
Все данные, представленные далее, извлечены из журнала «Огонек» № 40-1966, за исключением цветных фотографий и портрета Г. Геринга.
Далее автор рассказывает, почему именно Нюрнберг был избран для военного трибунала над немецкими преступниками.
Во-первых, Нюрнберг для немцев считался «городом партийных съездов», т.к. именно здесь проходили все собрания нацистских партий. «Гигантские спектакли, театральные представления, отрепетированные до мельчайших подробностей»- так Л. Безыменский охарактеризовал фашистские заседания, которые проходили во Дворце юстиции.
Во-вторых, в комплексе зданий дворца сохранилось удобное судебное помещение и тюрьма рядом с ним.
В-третьих, американцы хотели, чтобы суд проходил именно в их зоне оккупации.
Журналист рассказал о некоторых разногласиях, касающихся уголовного кодекса стран-участников Нюрнбергского процесса. В результате, государства пришли к общему знаменателю, который был подтвержден ООН.
Главной задачей США, СССР, Великобритании и Франции было «сурово наказать виновников и навсегда покончить с нацизмом».
В публикации "Огонька" Лев Александрович рассказал читателям о том, какими предстали некогда титулованные, увешанные орденами нацисты, заключенные под стражу в американской тюрьме, переделанной из «старомодной» гостиницы, в Люксембурге.
По приказанию Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, журналист и несколько его коллег отправились в город Бад Мондорф (Люксембург), чтобы провести допрос главных военных преступников. Автор уточняет, данное событие произошло до трибунала в Нюрнберге, в начале июня, а судебный процесс начался в ноябре.
О Германе Геринге:
«Человек, который был нам знаком только по фотографиям или карикатурам, сидел перед нами, бессильный скрыть испуг. Он нервно стучал пальцами по своему колену, а когда частыми и мелкими глотками отпивал воду из стакана, то его зубы стучали о стекло. На некогда увешанной десятками орденов массивной и жирной фигуре Геринга скромный мундир висел теперь как на вешалке».
«Огонек» № 40-1966
Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, по словам Льва Безыменского, стал покорным и льстивым, но сохранил прусскую военную выправку.
«Официальные издания материалов процесса- протоколы плюс документы- составило 42 тома».
«Огонек» № 40-1966
Десять участников Нюрнберга были приговорены к казни через повешение, Геринг покончил жизнь самоубийством.
Рудольф Гесс сидел в тюрьме Шпандау (до 1 октября 1966 года), также рейхсминистр Шпеер и обергруппенфюрер Ширах отбывали 20-летнее тюремное заключение.
«<…> мы видим в ФРГ молодых политиканов, которые никогда не были членами нацистской партии, однако в своем антикоммунизме ничем не уступают Розенбергу и Геббельсу. Мы знаем фельдмаршалов, которые нашли в себе силы отречься от Гитлера, но мы знаем и молодых генералов бундесвера, которые рвутся к атомной бомбе».
«Огонек» № 40-1966
Завершая свою статью Лев Безыменский приводит исследование западногерманского писателя К. Гайслера:
"<...> Кристиан Гайслер провел тщательное сравнение нюрнбергского приговора со всем тем, что происходит во Вьетнаме, и нашел, что этот приговор полностью применим к злодеяниям американцев на Индокитайском полуострове".
«Огонек» № 40-1966
- Подборка карикатур из альбома "Оружием сатиры" ч. I
- День Победы и Великая Отечественная война на страницах журнала "Смена"
Подписывайтесь на мой канал!
Спасибо за внимание! Всем мир!