Найти тему
MAD TOSBY

«Поезд в Пусан 2: Полуостров»: полуостров ошибок не прощает

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Поз­дно, но мы всё-та­ки по­лучи­ли ки­нопо­собие по вы­жива­нию в жес­то­ком ми­ре пан­де­мии. Бу­дем же дос­той­но (!) с ней со­сущес­тво­вать. О филь­ме «По­езд в Пу­сан 2: По­лу­ос­тров» Ёна Сан-хо рас­ска­зыва­ет Ки­рилл Влас­кин

«Но всё, что здесь про­ис­хо­дит, за­висит не от Зо­ны, а от нас!»
«Стал­кер» (1979), реж. А. Тар­ков­ский

Ис­то­рия вок­руг юж­но­корей­ско­го филь­ма про зом­би-апо­калип­сис «По­езд в Пу­сан 2: По­лу­ос­тров» (2020) (ори­гиналь­ное наз­ва­ние прос­то «По­лу­ос­тров») ста­ла глав­ной жес­то­кой шут­кой судь­бы в этом го­ду. А ка­кие ещё шут­ки от неё мо­гут быть? Фильм был отоб­ран для ос­новно­го кон­курса Канн­ско­го ки­нофес­ти­валя 2020 го­да, и по по­нят­ным при­чинам эта премь­ера не сос­то­ялась. Фес­ти­валь от­ме­нили, премь­еры с не­го раз­бро­сали по раз­ным угол­кам про­ката, лишь опуб­ли­кова­ли спис­ки но­минан­тов на фес­ти­валь­ные наг­ра­ды. За­давать­ся воп­ро­сом «А что бы­ло бы, ес­ли…?» всег­да глу­по. Важ­но всё то, что слу­чилось. И слу­чилось вот что — из-за все­го про­ис­хо­дяще­го сей­час, в том чис­ле из-за от­ме­ны Канн­ско­го ки­нофес­ти­валя, фильм «По­езд в Пу­сан 2: По­лу­ос­тров» стал са­мым ак­ту­аль­ным филь­мом это­го го­да. Хо­тя вряд ли он пла­ниро­вал­ся та­ковым стать. Но всё же имен­но в этом филь­ме мы от­чётли­во слы­шим сло­во «пан­де­мия».

Пер­вый фильм ди­логии «По­езд в Пу­сан» (2016) смог в своё вре­мя соб­рать бе­шеную кас­су — как на ро­дине, так и по все­му ми­ру. Нес­коль­ко лю­дей, каж­дый из ко­торых об­ла­дал не­пов­то­римым, яр­ким, а глав­ное слож­ным ха­рак­те­ром, пы­тались спас­тись от тол­пы за­ражён­ных в тес­ном по­ез­де, сле­ду­ющем в го­род Пу­сан. Жанр филь­ма про зом­би стал обо­лоч­кой для ин­те­рес­ной дра­мы о лю­дях, ко­торые в си­ту­ации на­ивыс­шей мо­били­зации ин­стинкта к са­мосох­ра­нению пы­тались бо­роть­ся с ним, да­бы ос­тать­ся че­лове­ком. Сим­во­личес­ки фильм кон­чался на­деж­дой на но­вое свет­лое бу­дущее, ведь в жи­вых ос­та­лись жен­щи­на и ре­бёнок. И вот в на­ше неп­ростое вре­мя вы­ходит про­дол­же­ние филь­ма — бо­евик с эле­мен­та­ми пос­та­пока­лип­ти­ки, ко­торый кру­тит па­лец у вис­ка в сто­рону че­лове­чес­тва.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Вто­рая часть про ко­рей­ский зом­би-апо­калип­сис ос­та­вила по­зади ге­ро­ев прош­ло­го филь­ма. У них-то, мо­жет быть, и бу­дет всё хо­рошо. Но мир те­перь не мо­жет быть преж­ним. Це­лая стра­на, один из об­разцов че­лове­чес­кой ци­вили­зации, ока­залась стёр­той с кар­ты ми­ра. Для ма­лень­ко­го по­лу­ос­тро­ва вве­дён бес­сроч­ный ка­ран­тин. Тех, кто вы­жил, рас­се­лили по дру­гим стра­нам. Те­перь для обоз­на­чения мес­та про­ис­шес­твия вош­ло в раз­го­вор сло­во «По­лу­ос­тров». Тер­ри­тория Юж­ной Ко­реи ста­ла по­хожа на «зо­ну» из по­вес­ти брать­ев Стру­гац­ких «Пик­ник на обо­чине» (1971). Толь­ко вмес­то ра­ди­оак­тивной зо­ны с чу­дес­ным «ха­баром» — про­питан­ная смертью зем­ля. Но ха­бар тут сво­еоб­разный есть. На са­мом По­лу­ос­тро­ве уже не мо­жет быть обыч­ных че­лове­чес­ких от­но­шений, но за пре­дела­ми его про­дол­жа­ют це­нить­ся при­выч­ные ве­щи вро­де де­нег. Глав­ный ге­рой филь­ма Хан Джон-сок(Кан Дон-вон) ког­да-то учас­тво­вал в опе­рации по спа­сению лю­дей с По­лу­ос­тро­ва, а те­перь он не в са­мом за­вид­ном по­ложе­нии вы­нуж­ден как-то су­щес­тво­вать в Гон­конге. Его вмес­те с му­жем по­кой­ной сес­тры (Ким До-юн), чья семья по­гиб­ла от за­раже­ния по пу­ти в Гон­конг, и ещё дву­мя ко­рей­ца­ми на­нима­ет один бан­дит для пу­тешес­твия за ха­баром на По­лу­ос­тров. Ког­да-то бан­да бро­сила там фур­гон, на­битый дол­ла­рами, и сей­час до­быть его бы­ло бы как раз кста­ти. Наг­ра­дой обе­щана по­лови­на ха­бара. Сре­ди но­чи всех че­тырёх вмес­те с ору­жи­ем вы­сажи­ва­ют на По­лу­ос­тро­ве. Най­ти фур­гон ока­залось не са­мым слож­ным де­лом, да­же сре­ди тол­пы зом­би. Проб­ле­мы на­чались, ког­да в иг­ру всту­пили лю­ди, жив­шие всё это вре­мя на По­лу­ос­тро­ве.

Как толь­ко бы­ла объ­яв­ле­на опе­рация по спа­сению вы­жив­ших лю­дей, на По­лу­ос­тров от­пра­вили во­ен­ный от­ряд. По­чувс­тво­вав свою си­лу, от­ряд про­явил сла­бость, и сол­да­ты ос­та­лись жить на По­лу­ос­тро­ве. Они отс­тро­или для се­бя ба­зу, ста­ли жить ра­зоре­ни­ем ма­гази­нов и гру­зови­ков, а со вре­менем рас­че­лове­челись нас­толь­ко, что при­дума­ли се­бе раз­вле­чение с вы­жив­ши­ми людь­ми: став­ки на «гла­ди­атор­ских бо­ях» с зом­би. Груп­па та­ких сол­дат под ко­ман­до­вани­ем жес­то­кого сер­жанта (Ким Мин-джэ) уби­ла дво­их на­ём­ни­ков и заб­ра­ла се­бе гру­зовик в на­деже най­ти там съ­ес­тное. Хан Джон-сок же ус­пел спас­тись бла­года­ря вир­ту­оз­но­му вож­де­нию мес­тной де­воч­ки-под­рос­тка. Она бы­ла из той не­боль­шой груп­пы вы­жив­ших, ко­торой уда­лось сбе­жать от сол­дат. Вмес­те с млад­шей сес­трой (Ли Е-вон), ма­терью (Ли Джон-хён) и де­душ­кой (Квон Хэ-хё) она уже мно­го лет про­жива­ет, пря­чась от зом­би и бе­зум­ных сол­дат. Спа­сение на­ём­ни­ка да­ёт им шанс на по­бег с По­лу­ос­тро­ва. Нуж­но толь­ко вер­нуть день­ги для на­нима­телей.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Как и пре­дыду­щая часть, фильм на­ходит­ся в рам­ках обыч­но­го жан­ра. Толь­ко те­перь фильм о вы­жива­нии сре­ди зом­би прип­равлен бо­еви­ком и пос­та­пока­лип­си­сом в ду­хе все­лен­ной «Бе­зум­но­го Мак­са» (1979, 1981, 1985, 2015), о чём уже мно­го го­ворят. Но во вто­рой час­ти, как и в пер­вой, важ­ную роль иг­ра­ют че­лове­чес­кие вза­имо­от­но­шения, что де­ла­ет фильм не­дур­ной дра­мой. Не­боль­ши­ми на­мёка­ми по все­му филь­му рас­ки­даны ум­ные идеи, де­ла­ющие его ин­те­рес­ным для раз­мышле­ния. В са­мом на­чале по­каза­ны от­но­шения вы­жив­ших с мес­тным на­селе­ни­ем Гон­конга. В стра­хе этих ко­рей­цев го­нят ку­да по­даль­ше, об­ви­няя в рас­простра­нении за­разы. Как зна­комо это выг­ля­дит се­год­ня.

Есть кон­фликт и меж­ду са­мими вы­жив­ши­ми. Хан Джон-сок спас сво­его родс­твен­ни­ка от зом­би по до­роге в Гон­конг, но те­перь тот ни­как не мо­жет сми­рить­ся с этим, ведь он хо­тел уме­реть на том ко­раб­ле вмес­те с семь­ёй. Даль­ше кон­флик­ты бу­дут на­рас­тать вширь, ког­да глав­ный ге­рой уз­на­ет о сво­ей при­час­тнос­ти к вы­жив­шей на По­лу­ос­тро­ве семье. На са­мом де­ле все эти кон­флик­ты мо­гут стать ба­наль­но пред­ска­зу­емы­ми, но по­ложе­ние здесь спа­са­ет точ­ная и про­ник­но­вен­ная ак­тёр­ская иг­ра все­го ан­сам­бля.

Две груп­пы, про­жива­ющие на По­лу­ос­тро­ве, ста­новят­ся дву­мя ва­ри­ан­та­ми пу­ти раз­ви­тия че­лове­чес­тва. Треть­им ва­ри­ан­том, ко­неч­но, ста­ли зом­би, но они уже дав­но пе­рес­та­ли быть людь­ми. Сре­ди это­го зом­би-оке­ана есть оди­чалые лю­ди, ко­торые пе­рес­та­ли раз­ли­чать «че­лове­чес­кое» и «зом­би­чес­кое». Они жи­вут од­ним днём ра­ди стер­вя­ничей на­живы. Та­кие, как сер­жант, прос­то про­дол­жа­ют жрать, уби­вать и раз­ла­гать­ся. А вне этой гря­зи ока­зыва­ет­ся ка­питан (Ку Гё-хван), гла­ва быв­ше­го от­ря­да, ко­торый за­пер­ся в сво­ём ка­бине­те с мо­рем ал­ко­голя и го­тов в лю­бой мо­мент пус­тить се­бе пу­лю в рот от этой скуч­ной жиз­ни. Ког­да у ка­пита­на по­яв­ля­ет­ся шанс бе­жать с По­лу­ос­тро­ва, дос­та­вив день­ги бан­де вмес­то на­ём­ни­ков, он, опь­янён­ный на­деж­да­ми, ис­полня­ет по­руче­ние, но по­луча­ет лишь то, что и дол­жен по­лучить от бан­ди­тов — ту са­мую за­вет­ную пу­лю. Но и они вмес­то де­нег по­лучат своё от зом­би. По­лу­ос­тров оши­бок не про­ща­ет. В од­ном бан­ди­ты бы­ли пра­вы — на По­лу­ос­тро­ве дей­стви­тель­но цен­ны не день­ги.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Лишь ма­лая часть вы­жив­ших ока­зыва­ет­ся здесь тем, кто сох­ра­нил дос­той­ное зва­ние че­лове­ка. Не­боль­шая семья из бо­еви­той ма­тери, двух до­черей, не ви­дев­ших ни­чего дру­гого, кро­ме зом­би и раз­ва­лин, и де­душ­ки с яв­ным пси­хичес­ким расс­трой­ством при­вык­ла ко всем кол­костям По­лу­ос­тро­ва. Единс­твен­ное, что по­шат­ну­ло их сос­то­яние — это как раз по­пыт­ка выб­рать­ся, а не при­выч­ная жизнь. Ка­кими бы ус­ло­вия не бы­ли ужас­ны­ми, пре­одо­ление их в лю­бом слу­чае за­дева­ет боль­ше, чем са­ма жес­то­кость ми­ра. Толь­ко к кон­цу проз­ву­чит важ­ная фра­за для по­нима­ния этой семьи: «Ка­кой же это ад, ес­ли мы вмес­те?»

Фи­нал филь­ма пе­рево­рачи­ва­ет вверх дном все при­выч­ные хо­ды с хэп­пи-эн­дом. Сна­чала это очень грус­тная слез­ли­вая сце­на, по­том по­яв­ле­ние спа­ситель­но­го «бо­га из ма­шины» — вер­то­лёта О­ОН, а даль­ше дол­го для­щий­ся сю­жет­ный ры­вок, бла­года­ря ко­торо­му из все­го про­изо­шед­ше­го спа­сение наш­ли ге­рои по мак­си­муму. Этот ры­вок не­дос­то­верен, на­ивен, вы­сосан из паль­ца и всё что угод­но, но по­луча­емая смесь чувств от не­го де­ла­ет своё де­ло — де­зори­ен­ти­ру­ет зри­теля. Ведь в сле­ду­ющих кад­рах кон­цен­три­ру­ет­ся всё не­до­уме­ние от си­ту­ации. Си­дя в вер­то­лёте, кто-то на­де­ет­ся на но­вую жизнь, вот толь­ко од­на из де­вочек го­ворит, что не бу­дет ми­ра луч­ше. Тот мир, ко­торый её вскор­мил, не из­ме­нит­ся. И де­ло тут не прос­то в труд­ности адап­та­ции к нор­маль­ной жиз­ни. Жизнь пос­ле пан­де­мии уже не ста­нет дру­гой. За её гра­ницей бу­дут и трав­ли со сто­роны здо­ровых, и даль­ней­шие опа­сения в пов­то­ре ка­тас­тро­фы. Че­лове­чес­кая глу­пость, ко­торая, как мы зна­ем, не име­ет гра­ниц, до­пус­ти­ла один раз оп­лошность, и ей нич­то по­ка не ме­ша­ет пов­то­рить это сно­ва. Бо­лезнь са­ма вы­берет, ког­да ей на­чать­ся, а ког­да кон­чить­ся. И с этим те­перь на­до жить. Же­латель­но — вмес­те, с за­ботой друг о дру­ге, да­бы не ска­тить­ся в ад.

«По­езд в Пу­сан 2: По­лу­ос­тров» (2020): в ки­ноте­ат­рах с 20 ав­густа.