Найти тему
Александр Мамкин

Как техникум отмечал день победы над Японией

Шел второй час пары и мне занесли информацию из Комитета образования. Курск попросил провести занятие о дне окончания Второй мировой войны и прислать фотографии. Дело, конечно, хорошее. Почему не провести? Тем более, что и 1-го, и 2-го мы со студентами это событие обсуждали.

Ведь у этого события два аспекта. Исторический – разгром фашистского зверя и его союзников. Политический – полгода назад Государственная Дума при помощи генерала Шаманова вспомнила, что Вторая мировая война закончилась не 2 сентября, как написано в учебниках, а 3-го. Дело в том, что 2-го сентября Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, но только 3-го об этом написали советские газеты. Сталин этот день объявил праздничным. В российской и международной истории днем окончания Второй мировой войны считалось 2 сентября 1945.

Причины современной правовой переоценки событий, которые окончились 75 лет назад, для многих историков маловразумительны. По мнению Российской газеты, можно выделить три основных задачи: 1) показать ключевую роль СССР в победе над миллионной Квантунской армией; 2) продемонстрировать независимость великой державы России от Запада, который привык чваниться своим мнимым превосходством над нами; 3) указать Западу, что у нас свой путь и своя историческая судьба. Ведь и День Победы мы отмечаем 9 мая, а в Европе - 8-го.

Конечно, у меня есть вопросы к нашим властям. Так ли важно Думе заниматься праздничными днями? Я стал единственным в районе кандидатом педагогических наук, двукратным победителем федерального педагогического конкурса «Мои инновации в образовании», трехкратным призером областного конкурса «Преподаватель года». Но моя средняя зарплата за прошлый год примерно 17 тысяч рублей. А денег область выделила по 28 тысяч на преподавателя. Госдума и Облдума не нашли времени проверить – кто получил эти деньги? Для скольких процентов учителей выполняется дорожная карта? А вот на пересмотр итогов Второй мировой – время нашли. Подозреваю, что создание справедливой системы оплаты труда принесло бы больше пользы чем перенос Дня Победы.

Ну, да Бог с ней, с политикой. Мне, как историку, немного обидно за школяров. Раньше было очень просто запомнить – Вторая мировая началась 1 сентября (1939), а закончилась 2 сентября (1945). А теперь все поменяли. И сложный вопрос – как правильно. Думаю, что правильны оба варианта, но подозреваю, что ЕГЭ будет исходить только из уточненной даты.

Что касается самого занятия, то студенты одобрили занятие о великой войне. К сожалению, я лишен возможности работать с проектором или экраном, поэтому пришлось просто общаться. Ведь появился хороший повод еще раз вспомнить подвиги наших героических предков. А потом сравнить цифры и поразмышлять о сложных вопросах.

РОЛЬ СССР В ПОБЕДЕ. США потеряли около 400 тысяч солдат, а СССР (по данным ОНФ) - около 50 млн. Однако, это не мешает Америке претендовать на главную роль в победе над Германией. Соглашусь с американцами, что товары по ленд-лизу были важны для Победы. Однако, чего они стоили без Красной армии, готовой их использовать?

ОТНОШЕНИЕ К ПОБЕЖДЕННЫМ. Мы вспомнили голод в блокадном Ленинграде и боевом Сталинграде, а потом - раздачу продуктов в захваченном Берлине. Вы, кстати, помните, что пайка немца в Берлине от Красной Армии была значительно больше, чем паек в Ленинграде? Студенты внимательно слушали, как армия США за одну ночь сожгла 300 тысяч гражданских в Токио, и около убило ста тысяч человек в Хиросиме и Нагасаки, а наша армия штурмовала Курильские острова, стараясь свести к минимуму потери среди мирного населения.

БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ НАРОДА. Разгром фашизма – это не просто победа в очередной войне. Немецкое руководство не скрывало, что для славян отменят бесплатную медицину и образование. Вы знаете, что в школах на оккупированной территории учитель-немец получал в полтора раза больше чем русский или украинский учитель?

ЦИТАТЫ ФАШИСТОВ. Целью фашизма было превращение славян в рабов-полуживотных. Осуществление расчеловечивания. Вы помните, что они говорили?

«Водка и табак – вот их лекарство». «Славяне должны уметь читать, чтобы прочесть приказ и писать, чтобы расписаться в его прочтении».

«Славяне - принадлежат к семейству кроликов. Если класс хозяева не будет их подталкивать, они сами никогда не смогут подняться выше кроличьего уровня. Естественное состояние, к которому они стремятся - это общая дезорганизация. Любое знание, данное им, в лучшем случае превращается у них в полузнание, которое делает их недовольными и анархичными».

Кох «...7. Не бороться с туберкулезом, тифом. Закрыть больницы для населения. Приостановить воспроизводство местных врачей... 9. Хулиганство карается лишь тогда, когда вредит немцам.. 11. Сломать все, что имеет хребет...15. Немцам не разговаривать с населением..»

В общем – мы поговорили о многом, может быть, прозвучало даже слишком много информации, но студентам понравилось. Самое главное – они не только узнали много нового, но и задумались о уроках истории.

Думается мне, что главная цель изучения истории не только в том, чтобы студенты знали факты. Главная задача – научить искать информацию, размышлять, сравнивать и анализировать. Мы должны использовать голову не только для того, чтобы в нее есть. И мы должны помнить о великом подвиге русского народа и не повторять ошибок прошлого.