Амбиции и намерения — это фундамент любого бизнеса. Но чем они отличаются? И как это влияет на развитие компании? Вроде бы, понятия схожие. Но есть нюанс. Амбиция — это когда я хочу, а намерение — это когда я чувствую, что нужно людям и могу это дать. Амбиция эгоистична. Намерение же направлено на людей. Оно экологично и дружественно по отношению к миру. Давайте посмотрим, как амбиции могут погубить бизнес на миллиард долларов.
В 2005 году я, Игорь Дубинников, работал в компании RUCOM с Михаилом Абызовым, который решил создать бизнес на миллиард. Что было у него в активе на тот момент? Успешный опыт работы топ-менеджером, заработанные крупные деньги и желание: попасть в список Форбс с миллиардом. Для себя он выбрал первый путь — путь амбиций.
В 2006 году была возможность в течение 10-15 лет консолидировать инжиниринговую отрасль и занять в ней достойное место. В то время размер этой отрасли оценивался примерно в 30 миллиардов. И представьте, какой ничтожной выглядела цель всего лишь в 1 млрд!. Итак, команда начала работу над созданием миллиардного бизнеса. В первую очередь она сформулировала видение: в среднесрочной перспективе о нас должны говорить как о лучшей компании в области энергетики! И в долгосрочной тоже, только вне зависимости от отрасли и сложности проекта.
На первом исследовательском этапе было создано 140 страниц глубокого анализа ситуации в мире и в стране. Сложилось понимание, что мы делаем и что нам нужно. А дальше “Колесо баланса” помогло нам дойти до сути бренда: “масштаб и комплексность надежных решений”. Благодаря этому было создано название: Е4 (инжиниринг четырех ценностей). Появился бренд, сайт, домен. Компания начала работать, а продавцы — идти за тем самым миллиардом, который в качестве амбиций транслировал основатель.
Печально, но все ценности, которые команда прописала в брендбуке, девальвировались, потому что все бежали за миллиардом. Компания перестала выстраивать себя в соответствии с ценностями. А затем — закономерно! — перестала справляться с обязательствами! Это произошло буквально в секунду! Так ничтожные амбиции не позволили создать крепкий бизнес, а из-за отсутствия намерения вся конструкция развалилась.
Как же нужно строить бизнес, чтобы он стал крепким? Каким модели маркетинга и продаж устарели, а какие стремительно набирают обороты и становятся трендом? Сначала разберем провальные стратегии, от которых нужно сейчас же отказаться.
PFP
Компании, работающие по такой модели, не приносят пользу, они лишь впаривают товар, зарабатывают тот самый миллиард. И это становится гарантом абсолютной недолгосрочности бизнеса. В примере, который я привел, уже на третий год компания заработала больше, чем миллиард, а сегодня ее уже нет. Была возможность консолидировать отрасль и стать в ней лидером, но из-за мелочных целей и амбиций этого не получилось. Бизнесы, работающие по модели PFP, одними из первых умирают в период кризиса.
PSP (people spam people)
Время рассылок, которые никто не читает, прошло безвозвратно. Не нужно регулярно вымучивать из себя контент, уж лучше присылайте людям что-то действительно ценное раз в месяц.
А теперь модели, которые в тренде.
PPP (people promote people)
Люди продвигают людей — эта формула работает уже сейчас. В веке “человекономики” эта модель — основной инструмент продаж, гарантирующий отсутствие тендеров. Стройте отношения с клиентами, и тогда звонки по рекомендации поступят к вам даже спустя 3 года! Помните, продажи — это партнерство, а не впаривание.
PHP (people help people)
Люди помогают людям. Мы рекомендуем тех специалистов, те компании, которые однажды пришли к нам на помощь. PHP — это то, что я готов делать, а если я этого не сделаю, то буду несчастен. Это определение относится не только к людям, но и к бизнесу.
PiiP (people invest in people)
Люди инвестируют в людей.
Каждый из нас, скорее всего, уже был инвестором, ведь каждый день мы либо инвестируем время, либо его теряем. Каждый контакт имеет смысл, хоть мы и не всегда догадываемся об этом. Любая встреча может отразиться на будущем. Инвестируйте свое время! Кто знает, что это может дать.
В Reality ECOsystem есть пакет “Start in Reality”. Это комплексная программа поддержки предпринимателей, где есть и сообщество людей, и каждодневная работа на фокус, и перезагрузка, которая иногда нам так необходима.