Следуя на работу, я каждый раз прохожу мимо так называемых приютов для бездомных животных. В подавляющем большинстве своем - это естественно собаки, поэтому обнаружить приют не составляет труда, так как практически круглые сутки лай оглашает всю округу, выдавая скрытые в пром зонах и железнодорожных прилегающей территориях аккуратные собачьи колонии-поселения.
Причина возникновения ассоциации с тюрьмой довольно проста - однажды попав в такой приют пес будет обречен жить там до самой смерти практически со 100% вероятностью, ибо желающих взять себе домой безродную дворнягу мало, а самих дворняг много. Причем количество именно бродячих псов из года в год никак не хочет уменьшаться до нуля, не смотря на все многомиллионные (только официально) усилия города Москвы. Как бегали стайки по городу (в основном в пром зонах, складских территориях и в районе тех же приютов), так и продолжают бегать, рискуя попасть без суда и следствия на пожизненное заключение в приют.
Принципиально, я не против приютов, как таковых, но я также за то, чтобы любая работа была не ради работы, а приводила к некому конечному результату. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что политика властей относительно бродячих животных свелась к организации и содержанию множества "собачьих тюрем" по всей Москве, что на мой взгляд не может привести к решению проблемы с бродячими животными по определению.
Одной из причин, невозможности даже не ликвидации, а снижения количества, приютов является банальный бизнес на собаках-заключенных. Ведь только по официальным данным из бюджета г. Москвы на 2020 год ( О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от 27 ноября 2019 года N 33) запланирован ряд статей расходов с немаленькими суммами:
1. Регулирование численности и содержание безнадзорных и бесхозяйственных животных - 1 330 846 200 руб.
2. Обустройство территории приюта для безнадзорных животных - 252 037 500 руб.
То есть только официально из бюджета города на приюты и содержание животных ежегодно выделяется как минимум 1,6 миллиарда (!) рублей. А сколько еще идет от благотворительных организаций? А сколько идет от простых сердобольных горожан?
И ведь даже если не рассматривать вопрос о не целевом использовании средств (или воровстве), ведь это весьма стабильный и прибыльный бизнес. Собак и приютов много, кормить надо, чистить вольеры надо, ветеринарная помощь нужна... Стабильный спрос и стабильный денежный поток. Никакие кризисы не страшны!
А главное, ведь как все красиво: приюты есть, программа по бездомным животным выполняется, на улицах их стало действительно меньше по сравнению с 90ми и началом 2000х, волонтеры, ветклинники и поставщики кормов при деле, а главное ВВП идет в гору, в том числе за счет собачьих тюрем.
Во всей этой цепочке, на мой взгляд, в проигрыше только наш брат меньший, ибо я очень сомневаюсь, что он, родившись, мечтает всю жизнь прожить в загоне площадью 2-3 квадратных метра с редкими прогулками по территории приюта.
Не пора ли как-то изменить подход к данной проблеме? Ведь усилия (в том числе финансовые) прикладываются не маленькие, а конечный результат не очень-то и виден.
Ведь нам не нужно с нуля "изобретать велосипед", достаточно перенять успешный законодательный и исполнительный опыт тех стран, где результат достигнут. Ведь большинство методик сводится не только к приютам, а комплексу мер. Например, необходимо реализовать одновременно:
1. Отлов и стерилизация
2. Увеличенные налоги
3. Повышенная ответственность за содержание домашних животных с обязательной регистрацией (и чипированием) их у конкретного владельца.
4. Приюты - только не постоянного, а временного содержания, по истечении определенного срока животное должно быть либо пристроено "в хорошие руки", либо усыплено.
5. Повышенные штрафы, например, за прикорм бродячих животных и выброс надоевшего питомца на улицу.
6. Ликвидация кормовой базы.
Здесь нужно понимать, что часть мер будет неприемлема для защитников животных (например, усыпление), а часть для населения (например, налоги и штрафы). Еще больше проблем возникнет, когда будут затронуты бизнес-интересы конкретных юридических и физических лиц – это на мой взгляд основная трудность и препятствие.
Но решать проблему и искать компромисс нужно, вести разъяснительную работу с населением необходимо, ибо для животного жизнь в тюрьме явно не мила, а деньги можно потратить и на более нужные вещи.