Найти в Дзене

Личные комнаты императора Николая I в Гатчинском дворце. Всё как у людей. И кое-что спрятано за дверью

Оглавление

Восхищаясь роскошью парадных залов, мы редко думаем о том, что и цари были обычными людьми со своими привычками и потребностью в домашнем уюте или в простоте. Гатчинский дворец - уникальное место, где можно заглянуть приватное пространство российских правителей.

Предлагаю вам побывать в гостях у императора Николая I и изумиться: насколько просто и продуманно обустроено его личное пространство. Удивительный контраст между нашими представлениями о быте царской семьи и тем, как они реально жили.

Все фото в статье сделаны лично мной, если не указано иное
Все фото в статье сделаны лично мной, если не указано иное

Личные комнаты Николая I сохранялись как мемориальные вплоть до Великой Отечественной войны. В январе 1944 года Гатчинский дворец сгорел, и все прекрасные интерьеры были уничтожены. Реставрация началась лишь спустя 32 года после пожара и продолжается до сих пор.

Комнаты Николая Павловича восстанавливались в течение почти 10 лет. Я покажу, как залы выглядят сейчас, и расскажу, как их можно увидеть. Вся полезная информация о посещении - в комментариях к этой статье.

Малый военный кабинет императора Николая I в Гатчинском дворце. Акварель Эдуарда Гау, 1862 год. Из собрания ГМЗ "Гатчина"
Малый военный кабинет императора Николая I в Гатчинском дворце. Акварель Эдуарда Гау, 1862 год. Из собрания ГМЗ "Гатчина"

Возвращение в Гатчину

Любимыми местами загородного отдыха большой дружной семьи Николая I были Царское Село и Петергоф, а в Гатчину наведывались лишь на некоторое время. Как уже было сказано выше, в основном, приезжали на несколько дней/недель в конце лета или начале осени.

Часто пребывание во дворце совмещали по времени с военными манёврами, проводившимися в соседнем Красном Селе. Чтобы дети и дамы не скучали, для них устраивали светские развлечения. А глава семейства занимался военными вопросами и государственными делами.

Царскосельская карусель. Праздник, устроенный в честь серебряной свадьбы Николая I и Александры Фёдоровны. Фрагмент картины Ораса Верне, 1843 год. Из собрания ГМЗ "Царское Село".
Царскосельская карусель. Праздник, устроенный в честь серебряной свадьбы Николая I и Александры Фёдоровны. Фрагмент картины Ораса Верне, 1843 год. Из собрания ГМЗ "Царское Село".

Впервые надолго императорский двор приехал сюда в 1844 году, после страшной трагедии: скончались младшая дочь Александра (Адини) и её новорождённый малыш. Произошло это в Царском Селе, и семья перебралась переживать горе в тихую умиротворяющую Гатчину.

В одной из личных комнат император бережно сохранял надпись на кафельной плитке: "Sejour delicieux de 1841 ou Papa me ramena de Ц.С." / "Восхитительное пребывание 1841, когда папа вернул меня из Царского Села". Её сделала Адини в память об одном милом случае, за три года до своей смерти.

Императорская чета с сыновьями были в Гатчине, шли военные манёвры. Александра приехала погостить и очень не хотела уезжать обратно в Царское. Но отец не разрешил остаться, так как у неё были назначены занятия.
Адини уехала в слезах. Николай Павлович, очень её любивший, не вынес размолвки, примчался следом за ней и привёз обратно в Гатчину. Счастью всей семьи не было предела.

Учитывая, что скончалась Александра именно в Царском Селе, эта надпись для императора, наверно, была особенно символична. Плитка была прикрыта стеклом в бронзовом обрамлении (утрачена во время пожара в 1944 году).

Так получилось, что Гатчинский дворец стал для Николая I местом, наполненным воспоминаниями о близких людях, покинувших этот мир: отце, матери, братьях, сёстрах, младшей дочери. Дворец тогда выглядел так.

Вид на Гатчинский дворец, первая половина 19 века
Вид на Гатчинский дворец, первая половина 19 века
Экскурсия в Гатчину

Перестройка дворца

За время двухмесячного проживания во дворце выяснилось, что он сильно обветшал, жилые комнаты требовали ремонта и обновления интерьеров, необходимо было устроить новое отопление. Решено боковые корпуса (каре) перестраивать полностью.

Занимался работами архитектор Роман Кузьмин. Именно благодаря ему дворец стал таким, каким мы его знаем сейчас: каре сравнялись по высоте с центральным корпусом, появились два больших чёрных купола - над Церковью и над Ротондой под Гербом.

Вид на Гатчинский дворец со стороны Балтийского вокзала. Фарфоровый пласт. 1870-е. Из собрания ГМЗ "Гатчина"
Вид на Гатчинский дворец со стороны Балтийского вокзала. Фарфоровый пласт. 1870-е. Из собрания ГМЗ "Гатчина"

Строительные работы затянулись на 5 лет. Как это обычно бывает, суммы, которую предполагалось потратить изначально, на всё не хватило. Пришлось экономить на материалах отделки. Ситуация, знакомая многим и сейчас.

Надо сказать, что экономил государь очень по-джентльменски. В своих комнатах велел все двери сделать простые белые, а полы дубовые, на стены поклеить обои, мебель подобрать из старых запасов. Даже подоконники собирался поставить из путиловского камня, с трудом согласился на мраморные.

В то время как у супруги на стенах предполагался цветной шёлк, паркеты наборные в цвет дверей, а двери с фарфоровыми украшениями. Фарфоровыми должны были быть в её апартаментах и камины. Правда, в итоге и на её залы пришлось немного урезать смету. Но интерьеры всё равно получились очень изящные. Желаем скорейшего их восстановления!

Тут и ковры, и дубовые панели, и позолота на лепнине, и богатое мебельное убранство. Всё для драгоценной супруги.

Полное противопоставление комнатам самого Николая Павловича, который в принципе роскоши не любил и в быту старался обходиться только самым необходимым. Роднит их залы только единый стиль - неорококо.

Расположение комнат

Покои императорской четы находились на первом этаже Арсенального каре. Если стоять лицом к дворцу, оно будет справа. Вход в каре осуществлялся через внутренний двор.

Красным овалом на плане я обвела те залы, которые открылись после реставрации: Большой и Малый военные кабинеты, Приёмная, Камердинерская, Передняя и бывшие служебные комнаты, в одной из которых находился лифт.

Схема расположения личных комнат царской семьи в Гатчинском дворце. Источник изображения: gatchinapalace.ru/special/publications/topographia.php
Схема расположения личных комнат царской семьи в Гатчинском дворце. Источник изображения: gatchinapalace.ru/special/publications/topographia.php

На приём к императору докладчики и гости попадали так: проходили по Готической галерее, затем в Переднюю, а оттуда в Приёмную.

Сейчас Готическая галерея, как и комнаты императрицы Александры Фёдоровны, находится в процессе восстановления, поэтому посетители дворца заходят через Собственный сад сразу в Малый военный кабинет. Но мы пойдём "правильным" путём.

Изображение Готической галереи сохранилось на акварели придворного художника Эдуарда Гау. Стены были украшены портретами российских государственных деятелей разных эпох.

Готическая галерея Гатчинского дворца. Фрагмент акварели Эдуарда Гау, 1877 год. Из собрания ГМЗ "Гатчина"
Готическая галерея Гатчинского дворца. Фрагмент акварели Эдуарда Гау, 1877 год. Из собрания ГМЗ "Гатчина"

Написана перспектива как раз от комнат Николая Павловича, и вход в них не попал "в кадр". По левую сторону видна дверь, как я думаю, ведущая, в Спальню (на плане №8), но это не точно.

На другой акварели Гау можно разглядеть, как выглядела Передняя.

Передняя

Это была крошечная комнатка, в которой стояли пара стульев и большое зеркало, чтобы докладчик мог привести себя в порядок после долгой дороги. Всё-таки из Петербурга путь занимал более двух часов.

Вид из Приёмной Николая I на проход из Готической галереи в Переднюю. Фрагмент акварели Эдуарда Гау, 1870-е годы. Из собрания ГМЗ "Гатчина"
Вид из Приёмной Николая I на проход из Готической галереи в Переднюю. Фрагмент акварели Эдуарда Гау, 1870-е годы. Из собрания ГМЗ "Гатчина"

На данный момент интерьер Передней не воссоздан. Но в ней находится интересный макет, про который я расскажу чуть позже.

Приёмная

Обстановка Приёмной отличалась строгостью и лаконичностью: на стенах обои спокойного синего цвета, акварели с изображением военных форм российской армии. В ожидании разрешения пройти к императору здесь можно было отдохнуть и настроиться на рабочий лад.

Если сравнить отреставрированную комнату с акварелью 19 века, то можно заметить, что интерьер воссоздан практически один в один. В этом, конечно, большая заслуга и реставраторов, и научных работников, проводивших изыскания, и музейных сотрудников, сохранивших предметы исторической коллекции в годы Великой Отечественной войны.

Диван с кожаной обивкой был подобран из исторической коллекции Гатчинского дворца (оригинальный не сохранился), а стол и стулья из красного дерева работы братьев Гамбс - те самые, на которых ожидали позволения пройти на приём почтенные докладчики.

На приём к Николаю I приезжали военачальники, курьеры, чиновники и все 13 министров. В том числе неоднократно здесь бывали канцлер и министр иностранных дел Карл Нессельроде, министры Владимир Адлерберг, Пётр Клейнмихель, шеф жандармов Алексей Орлов и другие.

Войти в кабинет государя можно было только по разрешению камердинера, покои которого находились рядом с Приёмной.

Камердинерская

В переводе с немецкого "камердинер" означает "комнатный слуга". Но на самом деле это были высшие придворные служащие, доверенные лица императора. При Николае Павловиче состояло 4-5 камердинеров, которые сменяли друг друга в течение дня. Они должны были всегда быть в курсе происходящего и помогать государю и в бытовых вопросах, и в деловых.

Обстановка в Камердинерской, как и в Приёмной, очень простая: обои на стенах, акварели с изображением военного обмундирования, комфортная мебель красного дерева, на которой можно разместиться в ожидании распоряжений императора.

На столе стоит дорогая карсельская лампа (по фамилии изобретателя Бертрана Карселя), считавшаяся в доэлектрическую эпоху самой совершенной и удобной. Внутри неё скрыт заводной механизм, который равномерно подавал масло в горелку. Сейчас она электрифицирована.

-12

Хоть камердинер и находился рядом практически круглосуточно, его присутствие оставалось незаметным. Ходил он в мягких тапочках, чтобы не мешать работе императора. Николай I часто засиживался до глубокой ночи, а работу начинал рано утром и сам порой ходил на цыпочках, чтобы не разбудить задремавшего слугу.

Малый военный кабинет

Как видите, и личный кабинет Николая Павловича лишён вычурности, помпезности. Такие же однотонные стены, как и в служебных комнатах, акварели, мебель из красного дерева. Здесь царил порядок и каждая вещь была на своём месте и имела предназначение.

-13

Внимание в первую очередь привлекают знакомые нам по предыдущим комнатам акварели с изображением мундиров разных родов войск и чинов: гренадеров, бомбардиров, канониров и других, а также приёмов обращения с огнестрельным и холодным оружием.

Это иллюстрации к изданной по распоряжению императора многотомной энциклопедии "Историческое описание одежды и вооружения российских войск". В ней содержалось подробное описание военного и гражданского костюма за период с 862 г. до царствования Николая I.

На столе разложены книги и документы, которые показывают круг интересов государя.

Обратите внимание, что кресла Николая Павловича и его собеседников абсолютно одинаковые. Он не ставил себя выше подчинённых, беседа шла в одинаковых условиях для всех участников.

-15

Моя любимая деталь этого кабинета - окно, у которого стоит письменный стол. Оно утеплено сукном для защиты от сквозняков. А на подоконнике лежит мягкая стеганая подушка, на которой можно сидеть и любоваться садом. Император-то был романтиком!

Зашторивались окна плотными зелёными полузанавесками, также для уюта был белый тюль. Окна этого кабинета выходили на две стороны: на Собственный и на Голландские сады.

-16

Николай Павлович утром до начала рабочего дня любил выходить в Собственный сад на прогулку. Спускался он вот по этой ажурной металлической лестнице. А вы, когда придёте на экскурсию, будете по ней подниматься.

-17

Винтовые лестницы, макет дворца и остатки подъёмного механизма

Сразу при входе - винтовая лестница. Она соединяет все три этажа дворца и на планах подписывалась как "лестница Государя". Подняться по ней сейчас нельзя, зато можно разглядеть принцип устройства. Она собиралась как конструктор: на центральную ось нанизаны ступеньки.

-18

Винтовые лестницы пользовались популярностью: они экономят пространство и выглядят красиво. Таких лесенок во дворце было достаточно много. Они появились в период перестройки 1840-х годов.

На макете, который сейчас размещён в Приёмной, можно посмотреть на фрагмент Арсенального каре в разрезе. И в этом небольшом сегменте было целых три таких лестницы.

Макет выполнен мастерами музея "Петровская акватория" по чертежам, планам, акварелям, фотографиям и описям залов.
Макет выполнен мастерами музея "Петровская акватория" по чертежам, планам, акварелям, фотографиям и описям залов.

Одна из лестниц находилась в служебном помещении, где со временем появился настоящий лифт. Подъёмный механизм необходим был для императрицы, которая часто болела и должна была избегать физических нагрузок. Во дворце для неё имелись также кресла-каталки и носилки.

Первоначально подъёмный механизм был деревянным и приводился в движение вручную, поэтому в подвале, где он находился, постоянно дежурили слуги. В конце 19 века конструкцию заменили на металлическую электрическую.

Её остатки были обнаружены в процессе реставрационных работ всего несколько лет назад. Такая случайная находка. На них можно посмотреть сквозь стеклянный люк в полу бывшего служебного коридора.

-20

Как выглядела кабина, известно только по описаниям. Изготовил её Чарльз Берд. Кресло было из красного дерева, обито шерстяной тканью. Для освещения использовался светильник.

Шахта, по которой двигалась подъёмная машина, соединяла все три этажа. Как она перемещалась между ними, можно увидеть на макете.

Стоит макет в той самой Передней, с которой мы начинали нашу прогулку. Теперь из неё пройдём в самый нарядный зал императора, где чаще всего он принимал посетителей.

Большой военный кабинет

Целиком сфотографировать его довольно сложно, поэтому доверимся мастеру перспективной живописи - Эдуарду Гау.

Большой военный кабинет императора Николая I в Гатчинском дворце. Акварель Эдуарда Гау, 1862 год. Из собрания ГМЗ "Гатчина"
Большой военный кабинет императора Николая I в Гатчинском дворце. Акварель Эдуарда Гау, 1862 год. Из собрания ГМЗ "Гатчина"

Любовь к военному делу и форме у Николая I - это и юношеские впечатления о войне с Наполеоном и заграничных военных походах со старшим братом императором Александром I, и детские воспоминания о гатчинских парадах, устраиваемых отцом Павлом I.

Главным и самым ценным предметом в этом кабинете было огромное живописное полотно - групповой портрет, изображающий Павла I в окружении разных людей, загадочным образом собранных вместе.

-22

Среди изображённых, например, великие князья Александр и Константин Павловичи - старшие братья Николая I, Платон Зубов - один из убийц его отца. До сих пор точно неизвестно, кто и зачем заказал эту картину. Как она попала к Николаю I - отдельная история.

Сначала она находилась в его покоях в Зимнем дворце, а затем перевезена в Гатчину. Николай Павлович показывал её своим гостям и даже проводил небольшие экскурсии, рассказывая, кто здесь изображён.

Из хроники дворцовой жизни в Гатчине 1846 - 1849 годов. Михай Зичи, 1853 год. Из собрания ГМЗ "Петергоф"
Из хроники дворцовой жизни в Гатчине 1846 - 1849 годов. Михай Зичи, 1853 год. Из собрания ГМЗ "Петергоф"

Государь не производил впечатление сентиментального человека, тем не менее, он был очень внимателен к различным датам и чтил память о дорогих сердцу событиях, окружая себя мемориальными предметами.

Над бюро - портрет матери, императрицы Марии Фёдоровны.

-24

На каминной полке - часы "Переход Александра I через Рейн". Это память и о старшем брате, и о знакомстве во время заграничного похода русской армии с будущей супругой - принцессой Пруссии Шарлоттой, впоследствии крещённой в православие под именем Александры Фёдоровны.

На кронштейне была установлена огромная карта города Гатчины, которым владел император и много делал для его развития. Улицы активно застраивались, поэтому в 1844 году император заказал обновлённый план.

В настоящее время на стойке размещена подробная карта города и парка 1816 года
В настоящее время на стойке размещена подробная карта города и парка 1816 года

Как и в Малом кабинете, конечно, здесь был рабочий стол, за которым Николай I принимал докладчиков и советников.

-27

В этом интерьере уже хорошо видна примета эпохи: зонирование пространства. В одном зале могли размещаться рабочие уголки, место для отдыха и даже санузел.

Водопровод и канализацию устроили во время перестройки дворца. Благодаря этому стало возможно установить ватерклозет и "дожжевой шкаф" - прообраз душа. Они прятались за потайными дверями.

-28

"Дожжевой шкаф" действительно выглядел как обычный шкаф, только изнутри был обит цинком. Наверху стоял бак с водой, которая подогревалась, а внутри был рассеиватель. Трубы подходили даже к раковине, которая стояла открыто возле раскладной походной кровати.

-29

Конечно, это не единственная его кровать. За дверями слева находилась семейная спальня. В кабинете кровать нужна была для непродолжительного отдыха в процессе работы.

Но всё равно невозможно поверить, что император такой великой страны спал на раскладушке. Однако на подобной складной походной кровати спали и его отец Павел I, и брат Александр I. И своих сыновей Николай тоже приучал к аскетизму и привычке обходиться только самым необходимым.

Механизм специально оставлен открытым, чтобы вы могли убедиться: это действительно обычная раскладушка
Механизм специально оставлен открытым, чтобы вы могли убедиться: это действительно обычная раскладушка

По воспоминаниям его дочери Ольги, Николай Павлович, если чувствовал себя нездоровым, ложился на свою раскладушку, накрывался шинелью и так отдыхал. На такой же точно раскладной кровати, укрывшись шинелью, как простой солдат, Государь скончался у себя в кабинете в Зимнем дворце в Петербурге.

Император Николай I в Бозе почивший 18 февраля 1855 года. Василий Тимм. Из собрания Государственного Русского музея
Император Николай I в Бозе почивший 18 февраля 1855 года. Василий Тимм. Из собрания Государственного Русского музея

Последний раз Николай I был в Гатчине незадолго до смерти: с 4 октября по 21 декабря 1854 года. В этот период шла Восточная война, в ходе которой Россия была атакована противниками с разных сторон. С сентября на осадном положении находился Севастополь.

Именно здесь, в своих комнатах в Гатчинском дворце император принимал решения и получал срочные вести с передовой.

Побывав здесь, можно прочувствовать, каким он был в жизни, как был устроен его рабочий процесс. Взглянуть на жизнь правителя огромной державы с непривычной стороны и, может быть, чему-то у него поучиться.

Лепка с вензелем императора Николая I в его личных покоях в Гатчинском дворце
Лепка с вензелем императора Николая I в его личных покоях в Гатчинском дворце

Другие рассказы о музеях и выставках здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!