Найти тему
Николай Цискаридзе

«Взбежать на вершину легко, остаться там — очень сложно»

– Николай Максимович, вы не раз в интервью рассказывали о своих взлётах и падениях. Что вам помогало снова встать и идти к своей цели, к своей мечте?

— Это же прекрасно, когда есть падения — значит, надо их преодолеть. А потом ведь зависит от характера, как человек это воспринимает: есть люди, которые раскисают, начинают плакать.

Для меня, напротив, это было стимулом преодолеть себя и показать, что я человек не слабый. Когда я учился в Московском хореографическом училище, мы могли расстроиться или поплакать втихаря, но показывать своё настроение было нельзя, нужно было уметь совладать с собой…  

И потом, надо понимать, чего вы хотите от жизни. Мне никогда не хотелось работать в маленьком коллективе. Я служил в Большом театре, и мне это нравилось, я понимал, что мне надо очень стараться…

Понимаете, взбежать на вершину легко, остаться там — очень сложно.

Когда я только пришёл в театр, в нём работали величайшие артисты. На занятия в класс приходила Екатерина Сергеевна Максимова. Она входила, делала гимнастику, занималась, слушала педагога. И никогда ни с кем не разговаривала, она вообще замкнутый человек была. Все другие болтали, пропускали движения, опаздывали. А Екатерина Сергеевна была собрана.

Она была для меня любимой балериной, я за ней много наблюдал. И так сложилось, что она меня сразу приметила. Мы стали общаться. Потом я понял, что она ненавидела занятия в классе, но понимала, что без этого невозможно, это борьба с самим собой, с собственной ленью. И я за собой замечал: если заговорил в классе — всё, заниматься не будешь. Это самодисциплина.

Пока вы сами не захотите что-то сделать, никто за вас это не сделает… Нужно вставать каждое утро и идти в класс, соблюдать режим, а многие артисты любят гулять. Я себе такого не позволял, всегда рано ложился спать. Наше тело — наш инструмент, мы обязаны держать его в хорошем состоянии.