На протяжении столетий художники относились к мусору так же, как их далекие от искусства современники — выбрасывали из окон на головы прохожим, сваливали в кучи прямо на улицах, позже — закапывали в землю и вывозили за черту города.
Но сегодня экологическое движение не только учит нас разумной утилизации мусора, но и ломает стереотипы о его "грязном" значении, превращая в переработанное искусство и искусство переработки. Вот лишь несколько примеров.
Бразилец Вик Мюнис воспроизводит признанные мировые шедевры из самых разных материалов, но чаще всего из настоящего мусора. В ход идут объедки, кетчуп, старые журналы, провода, кусочки пазлов и даже пыль. Мюнис много общался с «мусорщиками» — людьми, которые жили на крупнейшей в мире свалке «Сад Грамачо» на окраине Рио-де-Жанейро, строили свои дома из мусора, находили на этой же свалке все необходимое для жизни. Вик Мюнис сделал целую серию портретов этих людей, в качестве материала используя, естественно, мусор. Портреты он продал с аукциона, а деньги раздал «мусорщикам». В 2010 году Люси Уолкер, Карен Харли и Жоао Жардима сняли об этом документальный фильм «Свалка» (Waste Land), который был номинирован на «Оскар».
Корсиканец Жиль Сеназандотти собирает мусор, который выбрасывает море, и делает из него скульптуры животных, страдающих от нынешнего состояния экологии. Канадка Тесс Феликс тоже собирает мусор, в основном пластик, который прибивает к берегу волнами, и выкладывает из него портреты активистов-борцов за очищение мирового океана.
А американский профессор Ги Рифлер превращает токсичные отходы в краски, которые потом используют художники. Рифлер давно изучает, как заброшенные угольные шахты загрязняют водоемы на юго-востоке Огайо. Рифлер стал очищать загрязненную воду, извлекая из нее вредные ингредиенты, и делать из этих ингредиентов краски, деньги с продажи которых финансируют очищение водоемов. Такой вот круговорот воды и денег в природе. Придумав свой метод очистки воды и создания пигмента, Рифлер объединился с другим университетским профессором, специалистом по искусству и художником Джоном Сэброу. Сэброу первым стал тестрировать краски Рифлера, создавая из них свои произведения.
Новые художественные техники никак не отменяют старые. Художники из самых разных стран, включая Россию, по-прежнему с удовольствием делают коллажи из старых журналов, газет, картонных упаковок, красочных текстур, отпечатков, обрезков, трамвайных билетиков — из всего того, что любой не-художник сочтет макулатурой и мусором. Полюбоваться такими работами можно, например, на сайте сообщества российских коллажистов «Режь да клей», основанного Ольгой Кирсановой. Существуют и международные проекты, объединяющие художников-коллажистов. Например, The Collage Garden — «Коллажный сад», придуманный норвежской художницей Miss.Printed. С ее легкой руки коллажисты возделывают бумажные сады в самых разных городах и странах.
Мусор становится искусством, искусство — мусором, а потом опять искусством. Бесконечный круговорот.
Подробно об истории переработки мусора в арт-объекты читайте в нашем материале: https://magazineart.art/exhibition/musor-v-iskusstve-i-iskusstvo-v-musore/
Текст - Нина Фрейман