Найти в Дзене
ZDG

Компьютерная музыка #4: Добавляем в трек ударные и пианино

Предыдущие части: Что такое трекер, Установка LMMS, Первый трек
Читайте также:
Музыкальный ликбез

Внимание

Вся необходимая подготовка, если вы начинаете с нуля – по ссылкам выше.

Более глубокий разбор материала мы ещё сделаем позднее, по результатам.

А сейчас мы делаем пробный музыкальный трек, не вдаваясь в особые подробности. Пробный – значит без всяких творческих и технических претензий. Это нужно для того, чтобы освоиться с редактором LMMS и структурой музыкального произведения. А о творчестве мы поговорить ещё успеем.

Ударные

В предыдущей части мы сделали басовую партию из двух паттернов.

Теперь добавим ударных инструментов. Откройте контейнер с плагином MT PowerDrumKit, откройте интерфейс плагина и посмотрим, что он из себя представляет.

Названия барабанов я нашёл какие мог. Русские и английские названия часто используются вперемешку, поэтому не буду тут вдаваться в терминологию, да это и не нужно. Задача стоит сделать простейший барабанный трек. Для этого будут нужны бочка (кик), малый барабан (снейр), хайхэт и крэш (левый).

Создайте пустой паттерн в барабанной дорожке и откройте его. Барабанная партия записывается нотами, но эти ноты не имеют никакого отношения к высоте звука или тональности. Также не имеет значения их длина. Просто каждая нота соответствует какому-то барабану, вот и всё.

Некоторые барабаны имеют по несколько вариантов звучания. В частности, хайхэт может быть закрытым, полуоткрытым и открытым. Каждый вариант – своя нота.

Базовый ритмический рисунок представлен следующим образом:

-2

Партия ударных представлена всего одним тактом 4/4. Открытый и закрытый хэт в каждой доле такта создают пульс из сильных и слабых 1/8 нот. Бочка начинает первую и третью долю такта, а малый барабан вторую и четвертую, то есть они чередуются друг с другом. Для бочки также добавлено 2 дополнительных удара на слабые половины доли.

Запустив этот отрывок на воспроизведение, вы услышите довольно заурядный бит, и это всё, что требуется.

Теперь скопируйте (Ctrl + перетащить) этот паттерн в 4-х экземплярах, и вы получите две дорожки – бас и ударные, которые при проигрывании должны звучать уже одновременно, дополняя друг друга.

-3

Пианино

Дошла очередь до лидирующей мелодии в дорожке mda Piano. Делаем паттерн по тому же принципу, как делали бас – устанавливаем корневую ноту (у меня – "ре") и группируем остальные ноты вокруг неё, чтобы соблюдать тональность.

-4

Обратите внимание, что раньше я писал, что мелодия должна возвращаться "домой", то есть к корневой ноте. Но в вышеприведённом паттерне последняя нота это "фа", то есть не дом. Держите в уме, что этот паттерн будет повторяться, и поэтому после последней ноты "фа" попадёт на своё же начало, где находится нота "ре", то есть в этот момент и произойдёт возврат домой.

Более детальный анализ всех паттернов мы проведём позже, когда трек будет готов.

Для дорожки пианино действует дополнительное ограничение: её ритм не должен противоречить ритму баса, который мы уже задали. Вы можете исходить из примерно следующего принципа: можно дробить ритм на более короткие ноты там, где второй ритм имеет длинные. И наоборот, там, где другой ритм имеет короткие ноты, у себя можно делать длинные. Тогда короткие переборы будут звучать на фоне длинных и наоборот, не конфликтуя. Также ритмы могут до определенной степени или полностью совпадать, так они лишь поддержат друг друга.

Второе ограничение – это выбор нот. Не создавайте созвучий, между которыми расстояние в полутон. То есть ми-фа и си-до. Если такое созвучие получилось, то исправьте одну из нот, передвинув её вверх или вниз (используем только белые клавиши!) Возможно, из-за этого придётся исправить и другие ноты. Но в этом состоит суть создания музыки.

Все примеры, которые я здесь привожу, были сделаны не сразу, а за несколько итераций. Поэтому не ожидайте, что взять и расставить ноты это просто. Если получается не сразу – это нормально.

Подсказка: выбирайте ноты для пианино так, чтобы вместе с нотами баса получался аккорд или унисон.

Также как и для баса, я сделал альтернативный паттерн для пианино, чтобы разнообразить трек:

-5

Теперь у нас есть три инструментальных дорожки. Скопируйте основной и альтернативный патерны в дорожках баса и пианино несколько раз, чтобы они чередовались. Также скопируйте паттерн ударных необходимое количество раз и не забудьте передвинуть границу области повторений:

-6

Вы можете теперь проиграть всё вместе, и отрегулировать громкость каждой дорожки так, чтобы её было слышно и она не забивала другие дорожки (см. иллюстрацию выше с крутилками громкости).

Вы можете скачать текущий проект. Не забудьте, что барабаны не будут играть, пока вы не закроете экран с просьбой доната в интерфейсе плагина.

Следующий выпуск: Добавляем аккорды и экспортируем трек в MP3.