Опять ностальгическое. Вспоминая обучение в школе в СССР я понимаю,
что нас все время учили что-то делать руками. В младших классах из
бумаги вырезали затейливые закладки, складывали всякие оригами, - это
все показывала наша учительница, а приглашенная родительница - даже
изготавливать искусственные цветы из специальной гофрированной
бумаги и проволоки. У некоторых получалось вполне прилично. Однажды
нам сказали принести на урок труда тряпочку, нитки, иголку, пуговицу и,
конечно, ножницы. И обучали и мальчишек и девчонок разным швам,
изготовлению мешочков, пришиванию пуговиц. Полученные навыки не
раз выручали меня в жизни, не говоря уж о попытке сделать из этого
бизнес. В пятом классе мальчиков и девочек на уроке труда разделили -
девочкам преподавали домоводство, а мальчики изучали столярное дело -
в пятом классе и слесарное - в шестом. В седьмом уже подпустили к
станкам - школьным, но все-таки. В восьмом, кажется, труд закончился, но
не буду утверждать, не помню. Дальше "дорогой Никита Сергеевич" ввел
политехническое образование и мы стали учиться не 10 лет, а 11, 2 дня в
неделю была производственная практика на настоящем заводе. В той
элитарной школе, где доучивался последние 3 года, был большой выбор
предлагаемых специальностей для освоения. Публика по-чище шла на
чертежника-конструктора, а я записался в электромонтеры. Этот выбор
напоминает мне анекдот про посещение Стефенсоном Лондонской биржи
извозчиков. Те обсуждают цены на овес, спорят чуть не до хрипоты, а он
демонстрирует модель паровоза, утверждая, что это решение всех
транспортных проблем. Прошли века и где теперь те паровозы? А лошади
по-прежнему бегают, хоть и не в таком количестве. Так и с профессией -
кто сейчас чертит карандашом, когда есть компьютеры со всякими
автокадами. Но чтобы роботы заменили электромонтеров пока не было
слышно.
Кроме обучения . непосредственно на производстве, нам читали и
теоретические курсы по выбранной специальности. И тут монтерам
крупно повезло - нас обучал обычный инженер с завода , где мы
проходили практику, и он ухитрился кроме теоретических основ
электротехники дать и такие знания, которые полезны любому
специалисту по электронике, например научил правильно разводить
заземление в электронной аппаратуре. А уж задачки по расчету
электрических цепей на соответствующем курсе института, благодаря
этим занятиям щелкались, как орехи. В результате по окончании школы
с аттестатом я получил и корочки электро монтажника второго разряда.
Ну это все, как у всех. Но, как известно, в трудовом воспитании большое
значение имеет и семья. И тут мне грех жаловаться. Мама у меня была
врач, отец инженер и, естественно, они мечтали о подобной карьере и для
детей. Сестра оправдывала все их надежды: закончила школу с медалью,
поступила в ВУЗ и, не смотря на ранний брак, успешно закончила учебу.
Со мной было несколько сложнее - о медали и речи не было, всю жизнь
меня преследовали проблемы с русским и иностранным языками, что
естественно не способствовало получению приличного аттестата. Но мне
повезло, в обеих школах классными руководителями были математички, а
с этим предметом у меня всегда все было прекрасно. В конечном итоге это
помогло получить документ об окончании обучения в приличном виде и
поступить в выбранный ВУЗ. Но здесь речь не об этом. Так вот, видя мои
технические наклонности отец, сколько я помню, снабжал меня разными
"конструкторами", деталями (в том числе и радио), разрешал
пользоваться всеми имеющимися у него инструментами. Потом в доме
появилась замечательная книга "Кружок умелые руки в школе", которая
стала моей трудовой энциклопедией. Мое отношение к этой книге, как в
рассказе О.Генри "Справочник Гименея", где герой, запертый пургой в
хижине, получил в свое распоряжение "Херкимеров справочник
необходимых познаний". Эту книгу он считал "величайшей из всех
написанных книг",- как и герой О.Генри, я храню свою и по сию пору,
хотя отчетливо вижу, как архаичны изложенные в ней знания.
Мать, в свою очередь, ненавязчиво подключала меня к ремонту бытовой
техники, включая и драгоценный в те времена телевизор. Потом радио и
фото любительство, работа в физическом кабинете и киномехаником. А в
одинадцатилетке - апофеоз - заведование радиоузлом школы.
И вот, когда на этом фоне в 6 классе открылся доступ к мастерской со
всякими станками, я и еще двое таких же увлеченных техникой ребят
мигом сообразили, какие возможности это открывает. Мы обратились к
трудовику с просьбой посещать мастерскую во внеурочное время. Тот с
легкостью согласился поставив условие, что часть этого времени мы
будем выполнять его задания, а вторую - делать то, что захотим, но под его
присмотром. Надо сказать, что одним из моих приятелей руководило
желание изготовить огнестрельное оружие собственной конструкции.
Этот преступный умысел был выявлен опытным преподавателем уже на
третьем занятии и малолетнему нарушителю закона было вежливо, но
решительно указано на дверь. Оставшиеся энтузиасты помогали сдать
трудовику срочный заказ - изготовление партии игрушечных лопаток для
подшефного детского дома. В мастерской был учебный гидравлический
пресс, который весь, кроме рабочих цилиндра и поршня, был сделан из
прозрачного оргстекла, так, что видно было его устройство в действии.
Вот его-то мастер и решил использовать. Он сам изготовил пуансон и
матрицу, а мы штамповали полотна для лопаток, зачищали их, красили и
насаживали на черенки, принесенные из столярки. Так же мы делали
ящики для цветов для школы из кровельного железа и много чего еще. А
для себя: я, например, сверлил платы на станке для своих радио поделок
(электрической дрели дома не было), выделывал для них же радиаторы
из алюминия для транзисторов . Приятель усердно осваивал токарный и
фрезерный станки. Он, кстати, потом стал высококвалифицированным
станочником. В награду за помощь преподаватель предложил нам на
уроках труда сделать инструменты для личного пользования. Я сделал
шабер из старого трехгранного напильника и ювелирные тиски, которые
хранятся до сих пор.
Что характерно, после поступления в ВУЗ мою тягу к рукоделию, как
отрезало. И потом работая в почтовом ящике и АН СССР, я не испытывал
потребности изготовить какую-то самоделку. Исключение - цифровой
прибор, который я спаял для одного психолога - схема, что странно,
заработала сразу без отладки и была впоследствии защищена авторскими
свидетельствами СССР, а прибор удостоен медали ВДНХ. Но это и хобби
нельзя назвать, так - еще одно направление профессиональной практики.
Зато, когда мы с компаньоном занялись частным предпринимательством,
ручного труда мы нахлебались вдоволь. Приходилось самим быть и
грузчиками и экспедиторами и водителями и торговыми агентами. А
когда стали нанимать молодых (и не очень) рабочих, пригодились уроки
труда. И вот обобщая опыт общения с новыми выпускниками школ я
сделал следующие выводы, из-за которых, собственно и написан этот
опус. Конечно, к нам поступали не отличники и медалисты, но все-равно
была надежда на какие-то знания, полученные в средней школе. Тщетно.
Замечу, что выпускники ПТУ техникумов или (в последнее время)
колледжей оставляли лучшее впечатление. Иногда приходилось понятия
"прямой угол" и "перпендикуляр" объяснять используя слесарный
угольник, не подумайте плохого, как учебное пособие, а не как орудие
насилия. Но, трудовые навыки, даже у тех, кто до этого не имел отношения
к технике, нарабатывались очень быстро и буквально через несколько
дней они легко превосходили "наставника",- руки у большинства росли
откуда надо. И вот законный, на мой взгляд, вопрос: зачем детей мучили 5
лет забивая их головы "знаниями", которые не оставили в них и следа.
Мой вывод: после начальной школы детей надо учить тому, что им
интересно. Это, по крайней мере, осядет в их головах. В доказательство
приведу недавний случай. Обдумывая эту статью и вспоминая школьные
годы я мысленно представил нашу математичку из восьмилетки ее голос,
как она отчетливо произносит:
"Вписанный угол измеряется половиной дуги на которую опирается".
Надо же, что всплыло, подумал, а потом заметил, что формулировка
утверждения какая-то не советская. Явно из какого-то дореволюционного
учебника. Поскольку в моем возрасте уже следует бороться с деменцией
(все эти истории - побочный эффект этой борьбы), я тут же задумался, а
смогу ли сейчас доказать эту случайно вспомнившуюся теорему? Минут
за 5 доказал, причем без бумаги и ручки. И дело не в том, что училка была
такая хорошая, боюсь, что не многие из ее учеников смогут повторить мой
"подвиг", а в том, что геометрия мне тогда была интересна. А вот кто-
нибудь из моих немногочисленных читатели сможет это сделать?
А математичка действительно была замечательная, но это уже другая
история.