У новорожденных малышей нет страхов. Фобии к ним не имеют никакого отношения. Именно в том понимании, в каком мы привыкли обсуждать их, разбираясь с причиной возникновения, обычно выискивая корни именно в детстве. Если новорожденный кроха плачет ночью, это не значит, что он испугался темных углов и нужно срочно зажечь свет. Скорее всего, он тоскует по маме, молоку или чистому подгузнику.
Боязнь темноты появляется у детей обычно в возрасте 3-7 лет. И если родители правильно себя ведут, не подкармливают страх, то он исчезает.
Ребенок отпускает тревоги и больше не хнычет, пока не щелкнет заветный выключатель.
Дети только учатся взаимодействовать с миром. И для них реальность шагает рядом с воображаемыми героями и событиями.
Так малыш не просто боится зайти в комнату, где темно, а он думает, опасается, что там кто-то притаился:
- Злобный герой из сказки или мультика поджидает его, чтобы напасть, а может просто выпрыгнуть из укрытия и напугать;
- А может малыш услышал от дедушки (бабушки, папы), что в лес ходить нельзя, потому что там темно и живут волки. И теперь думает, что зубастые животные обитают везде, где нет солнца или хоть какого-нибудь света.
Нужно объяснить крохе, что монстры (и прочие чудовища) и лесные жители не могут оказаться в его спальне (как и в ванной и даже в туалете).
Злобные персонажи есть только в сказках, на картинках, их просто не существует. Они никогда не сойдут со страниц (или экранов телефизоров-планшетов), и не окажутся в нашем мире.
Ну а волк.
Он просто не захочет уходить из леса, где ему тепло и сыто, не сможет незамеченным пробежать по многолюдным улицам и трассам, заполненным машинами. У него не получится позвонить в домофон, открыть дверь, а потом внезапно оказаться в квартире под кроватью. Это уже тоже из области фантастики, о которой мы уже поговорили.
Ребенка могут пугать любые тени, отражения, странные звуки. Он сразу не понимает, что это соседи подвинули табуретку или что-то уронили. Воображение работает против малыша, точнее за его страх. Накручивает, дорисовывает.
И в голове у крохи уже целая армия врагов и катастроф.
Что касается теней (которые в темноте оживают и вселяют ужас), то иногда использую один прием:
- Мама (или папа) остается в темной комнате с ребенком;
- Постепенно их глаза привыкают и можно понять, что же находится вокруг;
- Но не все так просто. Ребенку кажется, что он видит голову льва или хвост крокодила;
- А вот тут уже надо включить свет и показать, что это стопка книг, куча одежды или игрушек. Малыш должен увидеть, что ему кажется, это его вещи, которые совершенно безопасны.
Надо преподать это так, чтобы ребенок развеселился, включился в игру и ему снова захотелось пошалить в темноте, погадать, на кого же похожи предметы в комнате.
Если крохе страшно спать одному, это не повод укладывать его в родительскую постель. Это не поможет избавиться от боязни, а просто отложит решение проблемы.
А возможно малыш начнет этим пользоваться, чтобы родители проводили с ним больше времени. Поэтому лучше остаться с ним в его комнате или рядом с постелью (пока сын или дочь не отпустит родителей или не уснет).
Не надо тушить свет, если ребенок не хочет.
И уж тем более комментировать это, например, такими фразами:
- Это глупо, здесь никого нет;
- Не придумывай, никто не прячется под кроватью, это страшилки для маленьких;
- Только трусы боятся монстров;
- А вот Коля замечательно спит один и в темноте, почему ты так не можешь.
Нельзя:
- смеяться над малышом;
- унижать его;
- сравнивать с кем-то;
- запугивать его темнотой, наказывать ей.
Например, ребенок что-то натворил, и родители отправили его в кладовку поразмышлять над своим поведением.
Или еще один запрещенный прием. Малыш напроказничал, а бабушка сказала, что за ним придет дюдюка или домовой (а может баба-яга, неважно). Но этот персонаж, который должен напугать ребенка, забрать его проучить, может ассоциироваться именно с темнотой. И даже если сейчас (перед укладыванием в постель) кроха ничего не делал, ни в чем не виноват, он помнит это дюдюку (ее образ) и боится, а вдруг она еще где-то здесь, совсем рядом..