Найти тему

Новичок и размышления об отравлении Навального.

Ни разу не удивился новости про Новичок. Скорее, испытал облегчение, что немцы нашли подтверждение очевидному – в нашей реальности это прямо редкость, когда на вечную пропагандистскую муть в стиле «а вы докажите» проливается свет. Но похоже, что многие люди (и даже не только кремлеботы) задаются вопросами: а почему он выжил (хотели бы убить, убили бы)? а почему никто рядом не пострадал? а зачем им так палиться?

Поскольку 20 августа, когда отравили Навального, я довольно много почитала про боевые отравляющие вещества и истории их использования (и нашла много общего с происходившим), хочу поделиться соображениями для тех, кто не погружался в тему.

Представьте, что у вас стоит задача отравить кого-то, при этом сделать это: а) эффективно б) незаметно в) не отравив попутно других людей (хотя бы даже потому, что это помешало бы пункту б, т.к. сделало бы произошедшее очевидно подозрительным, ну или вдруг даже из гуманизма).

На практике эти три задачи входят в противоречие друг с другом и выполнить их все оказывается не так просто, как это представляется после прочтения каких-нибудь «Трех мушкетеров». Особенно если это человек чужой и ты ему не друг и не родственник.

Во-первых, для эффективности сложно рассчитать дозу – человек может не допить напиток или недостаточно хорошо потрогать обработанный ядом предмет. Литвиненко вот удалось отравить со второй или третьей попытки, Солженицына в 60-е годы рицинином – тоже, как минимум, со второй. Но даже Солженицына отравили не до смерти - существует индивидуальная восприимчивость к ядам. А нервная система в этом смысле особенно непредсказуема (любой, кто сталкивался с инсультами или черепно-мозговыми травмами у близких знает, что ни один врач не может заранее предсказать степень поражения мозга – даже при одинаковом с виду повреждении один человек останется на всю жизнь парализованным, а другой вполне скомпенсируется).

Нервно-паралитические вещества часто убивают не до конца, и не только из-за криворукости наших спецслужб. Аум Синрике, например, до того, как отравить зарином пассажиров токийского метро, упражнялись на соратниках, которые оказались недостаточно лояльными, но кто-то из них выживал, а кто-то нет. А в метро при зариновой атаке в нескольких вагонах умерли всего суммарно 12 или 13 человек, хотя пострадали несколько тысяч (часть – с серьезными последствиями для здоровья). Короче говоря, на практике эффективность боевых отравляющих веществ это лотерея.

Во-вторых, с сокрытием тоже не просто. Пулями, бомбами и полонием явно получается убивать эффективнее. Но эти способы слишком заметны – сложно потом говорить, что пуля в человеке появилась в результате нарушения обмена веществ. Полоний тоже, как показал случай Литвиненко, оставляет однозначные следы (очень советую, кстати, почитать материалы английского расследования про отравление Литвиненко – поражает, во-первых, дотошность, а во-вторых то, что Луговой и Ковтун, как Мальчик-с-пальчик своими камушками, умудрились пометить полонием весь свой путь, начиная от кресел в самолете и до дома бывшей жены Ковтуна в Германии, куда тот заезжал навестить детей).

ФОС спрятать теоретически проще. Я вообще-то подозреваю, что про какие-то успешные отравления мы просто до сих пор не знаем. Например, в начале допингового скандала в России в течение двух недель умерли два совсем не старых чиновника Российского допингового агентства (РУСАДА) Камаев и Синев - якобы от инфаркта, но вряд ли кто-то внимательно проверял, не нарушался ли у них перед этим «обмен веществ». Еще загадочно умирали наши бывшие разведчики, сбежавшие в США – то ли от естественных причин, то ли их так прятали тамошние спецслужбы, то ли добирались наши. В любом случае, раз эти товарищи так упорно используют ФОС, значит, какая-то успешная практика у них должна быть.

Если человек выжил, спрятать сложнее, и тогда начинается та ерунда, которую мы наблюдали в Омске. Но Новичок в этом смысле лучше зарина и прочих раритетов именно тем, что его требуется совсем мало и потом сложно обнаружить молекулы.

В-третьих, известные случаи отравлений нервно-паралитическими веществами показывают, что их очень сложно таргетировать на конкретного человека. Отравления Кивелиди, Скрипаля и болгарина Гебрева закончились поражением не только намеченной жертвы, но и тех, кто был рядом и тоже потрогал обработанные ядом предметы. И это сразу указывало на внешнюю причину их заболеваний - никакая гипогликемия или эпилепсия не поражает рядом находившихся людей одновременно, такое скрыть не получится, плюс страдают невинные жертвы, это тоже как бы не айс. Из известных случаев наиболее «успешно» в этом смысле отравили Ким Чен Нама - кстати, тоже в аэропорту. Пострадал только он один и умер в течение получаса, спасти его малайские врачи не смогли. Но там, похоже, скрытность не была приоритетом - ему просто накинули платок на лицо и набрызгали туда аналог Новичка под названием VХ, он даже успел в полицию нажаловаться. Северная Корея явно не очень заботится о своем внешнем имидже, хотя тоже пыталась постфактум озвучивать всякую конспирологию про «нам не выгодно».

Вероятно, в случае Навального отравление старались сильно замаскировать и хорошо таргетировать в ущерб эффективности. То ли правда в чай что-то добавили, то ли на какой-то совсем личный предмет – зубная щетка, паста, ноутбук, что-то такое, но таргетировать им реально удалось, больше никто не пострадал. Но и самому Алексею, видимо, досталась относительно небольшая доза (для его веса, возраста и прочих параметров). Если учесть, что на ИВЛ он попал не менее чем через 2 часа после появления первых симптомов, он мог сразу умереть от удушья и помочь было бы нечем. На BBC вчера выложили подробную хронологию событий, и по ней видно, что только до посадки и появления на борту врачей аэропорта прошло больше 1,5 часов, а скорая появилась еще позже. При этом на борту нашлась единственная медсестра и не было никаких средств для реанимации кроме нашатыря. Реально лотерея сработала в его пользу. И замаскировать вот не получилось, не видать кому-то звездочек, но это благодаря немцам, наши бы так и твердили "отравления нет".

А вообще, конечно, мы и так многое знали про свои власти. Но если убийство Немцова кто-то мог теоретически оправдать личной инициативой Кадырова, а отравления Литвиненко и Скрипалей – тем, что они предали родину и знали, на что шли, сейчас, кажется, уже всем должно стать ясно, что наше государство – террорист. Лично мне от этой мысли на душе совершенно отвратительно. И от очередных потоков вранья тоже. Думаю, когда-нибудь, через много лет, исполнители разговорятся и мы узнаем подробности. Надеюсь, Навальный выживет и не словит долгосрочных последствий в виде паралича, слепоты или потери речи. Очень хочется, чтобы было так.