Пропаганда – комплекс методов убеждения для изменения общественных и политических взглядов людей.
Задача пропаганды преподнести информацию таким образом, чтобы тот, на кого она оказывает влияние не только точно "знал", что произошло в мире, но и хотел эти сведения передать своим знакомым и близким.
Основная функция негативной пропаганды – создание иллюзорной параллельной реальности, которая выгодна пропагандисту, с перевернутой системой ценностей, убеждений, взглядов и потребностей.
ВИДЫ ПРОПАГАНДЫ
В зависимости от типа влияния пропаганду можно разделить на два вида: позитивную и негативную.
Примером позитивной пропаганды может служить: пропаганда здорового образа жизни; о вреде курения, алкоголя и наркотиков; о важности регулярного посещения врачей и т.д. Она не преследует целей обмануть людей или ввести их в заблуждение. Пропаганда такого вида имеет созидательный характер и воспитывает людей в соответствии с общепринятыми ценностями, как правило, на пользу.
Негативная пропаганда направлена на изменение чувств людей к худшему, взращивает в них все самое плохое, злое, устрашающее и может навязывать совершенно антигуманные убеждения в сознание людей. Такая пропаганда обостряет противоречия в обществе, разжигает социальную вражду, разобщает людей и делает их покорными воле пропагандиста.
НЕГАТИВНАЯ ПРОПАГАНДА
В данном случае основными источниками такой пропаганды являются СМИ, которые используют различные каналы передачи информации. Большинство людей принимает за чистую монету то, что демонстрируется на экранах телевизоров, социальных сетях, форумах и других источниках информации, что создает благодатную почву для разного рода манипуляторов и пропагандистов. Слова – "оружие" пропаганды. От того, какие слова выбирают журналисты, во многом зависит наше восприятие действительности.
На информационном поле возможны два варианта донесения идей пропаганды:
• предоставление фактов, которые не является истинным;
• предоставление выгодной для пропагандиста интерпретации какого-либо факта или события.
Кратко рассмотрим основные приемы, которыми пользуются пропагандисты:
• вброс противоречивой информации;
• преуменьшение или гиперболизации масштабов события;
• постановочные видеоматериалы;
• скандальные новости;
• поддельные сенсации;
• утаивание части информации – всегда можно сослаться на забывчивость;
• кричащие заголовки;
• предоставление только специально отобранными фактов;
• прямая фальсификации фактов.
Если вы читаете эту статью не на канале TENET, то рекомендуем подписаться!
КАК БЫТЬ МЕНЕЕ УЯЗВИМЫМ К ВЛИЯНИЮ ПРОПАГАНДЫ
Всегда задавайте себе следующие вопросы: "Кому выгодно подать информацию таким образом?", "Кому выгодно, чтобы сложилась такая картина мира?", "Что изменилось бы в моей собственной жизни, если бы я не знал об этом?".
Отдавайте себе отчет в том, что "всю правду" вам никто говорить не собирается. Ставьте под сомнение любую информацию, которую вы получаете и развивайте критическое мышление.