При всем многообразии фигур на политическом небосклоне ясно прослеживается возможность разделить всех политиков на несколько основных типов.
И это касается не только современных политиков, но и основных политических деятелей прошлого (естественно только тех, о жизни и деятельности которых сохранилась достаточно полная и не противоречивая информация).
Начнем с наиболее идеального и "безвредного" типа политиков.
Теоретики
"Призрак бродит по Европе, призрак Коммунизма..." - наиболее известным политиком-теоретиком был Карл Генрих Маркс, создатель (вместе с Фридрихом Энгельсом) "исторического материализма".
Согласно "историческому материализму" прогресс общественного развития определяется не эволюционным совершенствованием основных производительных сил, а революционной борьбой угнетенных масс.
(Подробнее об этом читайте на моем канале в дзене в статье "Почему Карл Маркс был не прав".)
"Революции - это локомотивы истории", - провозгласили основатели марксизма, и у них оказалось много последователей.
Таким же политиком-теоретиком был предшественник К. Маркса, один из основоположников современной социологии - граф Анри де Сен-Симон (о нем на моем канале тоже есть статья).
К числу политиков-теоретиков относятся основные идеологи анархизма - Пьер-Жозеф Прудон и князь Петр Крапоткин.
Из современных политиков в категорию "теоретиков" входят американец польского происхождения Збигнев Бжезинский, а так же наши отечественные "абстрактные демократы" - Григорий Явлинский и Леонид Гозман.
К этому же типу следует отнести и работающего в современной президентской администрации Владислава Суркова.
Организаторы
Собственно, в координации основных видов человеческой деятельности и заключается основное предназначение политика. Организаторская деятельность это то, без чего не может быть никакого политика-практика.
В древней истории среди великих политиков-организаторов я бы отметил создателя политического режима ранней Римской империи - принципата, наследника Юлия Цезаря, принцепса сената Октавиана Августа (Гай Юлий Цезарь Октавиан Август).
В средневековой Индии великим политиком-организатором был создатель Империи Великих Моголов - Акбар, сумевший создать прочное государство, опираясь как на завоевателей мусульман, так и на местную военную элиту, раджпутов.
В качестве почти идеальных примеров политиков-организаторов я считаю создателей теперешнего мироустройства, политической системы, при котором мы живем уже более полувека, - "ялтинскую троицу": Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта.
Каждый из этих великих политиков-организаторов принял свою страну в период кризиса, разрухи, твердо и мужественно руководил ею во время самой жестокой за всю историю войны.
Кому из них троих было труднее всего?
Вопрос риторический и ответ очевиден...
Секрет успеха великих политиков-организаторов заключается в безошибочно найденных рычагах управления страной, которые подбираются и используются с учетом особенностей ее истории, культуры и национальных традиций, народной психологии и темперамента.
Иосиф Сталин действительно порой действовал жестоко, но до 1935 года эта жестокость касалось только непримиримых противников его курса в верхушке ВКП (б). Все они были революционерами-террористами и, в конце концов, прекрасно представляли, на что шли.
Сейчас мало кто знает, что дать добро на массовые репрессии Сталина вынудили на июльском пленуме ЦК 1935 года секретари обкомов и крайкомов ВКП (б), которые поняли, что без запугивания народа, они при новой конституции рискуют быть не избранными и органы советской власти.
И так как на их стороне оказалось большинство членов политбюро, Сталин, чтобы не лишиться своего поста, был вынужден уступить.
Плановые цифры по количеству будущих репрессированных, сосланных и лагеря и расстрелянных, брали "с потолка" и отправляли наркому Н. Ежову те же секретари обкомов и крайкомов. Нарком даже иногда сокращал эти явно преувеличенные цифры.
Заявку на самое большое количество "врагов", которых следует уничтожить, подал будущий "разоблачитель" Сталина, а тогда секретарь московского обкома партии, Н. Хрущев.
Есть политики-организаторы, масштаб деятельности которых, не поднимается выше уровня собственной партии.
И это не только малозаметные "серые кардиналы", ведущие постоянную черновую работу по вербовке сторонников, сплачиванию рядов и поиску "спонсоров".
Иногда они эту партию и возглавляют.
Я конечно имею в виду бессменного главу КПРФ Геннадия Зюганова. Целью его партии является вовсе не социалистическая революция (название "коммунистическая партия" - это только "замануха" для пенсионеров), а стремление присосаться к бюджетной кормушке в качестве "карманной оппозиции".
Когда в 1996 году Зюганов выиграл президентские выборы, он просто "забздел" и послушно согласился с подтасованными в пользу Ельцина результатами .
Мало чем отличается от Зюганова и еще один "защитник интересов народа", лидер, созданной кремлевской администрацией "Справедливой России", Сергей Миронов.
Полководцы
"Из всех великих людей величайшим был Цезарь..." - так писал античный историк. К числу политиков-полководцев относятся те политики, которые пришли к власти и провели глубокие преобразования в своих государствах, опираясь прежде всего на военную силу.
Гай Юлий Цезарь захватил власть в Римской республике и частично реформировал ее благодаря своим военным победам. Часть правившего сената он подкупил за счет колоссальной военной добычи, захваченной в покоренной Галлии, а другую часть заставил подчиниться, победив войска республиканцев в гражданской войне...
Типичным политиком-полководцем был создатель первой империи во Франции, Наполеон Бонапарт, ставший императором Наполеоном I. Наполеон, по сути, создал современную буржуазную Францию, законодательно закрепить господство финансистов и промышленников в своем знаменитом Кодексе.
Политиком-полководцем был и основатель КНР, великий учитель Мао (Мао Цзе Дун), победивший в длительной и тяжелой войне с гоминьдановцами и японцами и осуществивший в Китае социалистические преобразования.
Подобным же путем (только их преобразования были капиталистическими) пошли Франсиско Франко в Испании и Аугусто Пиночет в Чили.
В России правители всегда боялись политических амбиций успешных полководцев и военных заговоров. Достаточно вспомнить истории отравления Михаила Скопина-Шуйского и убийства генерала Льва Рохлина.
Но в большинстве своем наши генералы всегда были верной опорой власти.
Разрушители
"До основанья, а затем..." - это их политическое кредо. Некоторые из них объявляют разрушение своей политической программой открыто, как, например, вождь трудящихся всех стран Владимир Ильич Ульянов (Ленин) и его верные соратники - Л. Троцкий, Я. Свердлов, Э. Дзержинский и др.
История Великой французской революции пестрит примерами политиков такого типа: Марат, Кутон, Сен-Жюст, Робеспьер...
Для Ленина и других главных большевиков русский народ был всего лишь расходным материалом, который они были готовы без остатка сжечь в костре "мировой революции".
В условиях, нищеты, голода и разрухи в России огромные ценности, формально объявленные принадлежащими народу, продавались за рубеж. За счет этого финансировался III интернационал ("Коминтерн") - политическая агентура большевиков по всему миру, призванная готовить "мировую революцию".
У В. Ленина был один рецепт решения всех проблем - расстрелять как можно больше неугодных. Камбоджийские "красные кхмеры"несомненно были верными ленинцами. "Верной дорогой идете, товарищи!"
Кумиром детства другой разновидности политиков-разрушителей был несомненно Мальчиш-Плохиш.
Эти политики-разрушители действуют хитрее. Проникнув в государственные и идеологические структуры "противника" они взрывают и разрушают их изнутри, как Н. Хрущев, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев, М. Горбачев, Б. Ельцин и другие предатели-ренегаты.
На начальном этапе своей карьеры, чтобы противопоставить себя "аппаратным бюрократам" и завоевать дешевую популярность, они очень любят щеголять перед народом своим показным демократизмом, рассуждать о морали и общечеловеческих ценностях, обвинять власть предержащих в отступлении от идеалов.
При этом свободно пользуются моральной, идеологической и финансовой поддержкой из-за рубежа, следуя указаниям специализирующихся на разрушении враждебных государств структур, типа американской "Рэнд корпорайшн".
Их показной демократизм - это лишь фальшивая оболочка, за которой скрывается стремление захватить и всеми способами удержать власть, присвоить себе материальные и прочие привилегии, не считаясь ни с какими законами и моралью.
Только позже выясняется, что здесь согласно народной пословице "мягко стелят, да жестко спать"... Развал государства, политический хаос, ни чем неприкрытое воровство и присвоение государственной собственности, потеря национальной независимости...
Продолжение следует...