Найти тему
Виталий Калгин

Что ждало Цоя осенью 90-го?

Оглавление

статья в "МК". фото из архива автора
статья в "МК". фото из архива автора

11 августа 2000 года газета «Московский комсомолец» в выпуске от опубликовала статью «Отпуск навсегда», посвященную гибели Виктора Цоя, и интервью Юрия Айзеншписа, которую потом очень часто перепечатывали другие издания. Вот фрагмент из этого интервью:

«После этого концерта (в Лужниках), на который пришло больше 60 тысяч человек, у группы начался отпуск. Витя, как и в предыдущие три года, уехал на заброшенный хутор в Прибалтику, под Юрмалу. Вскоре я приехал туда и увидел его очень счастливым и загорелым. Он катался на мотороллере, показывал мне гири для зарядки и говорил, что ему здесь не скучно. Мы слушали демокассеты с новыми песнями и решили, что в сентябре нужно садиться в студию и заканчивать работу над новым альбомом, чтобы в конце года пластинка уже была в магазинах».

Есть еще одно интервью, данное Айзеншписом программе «Живаго», в котором он опять-таки утверждает, что бывал в Плиеньциемсе и встречался с Цоем.

Юрий Айзеншпис:

Я был в этой деревне, на том месте, где он погиб, в этом латвийском хуторе, буквально за несколько дней до трагедии. Я там гостил дней пять, потом уехал в Москву и после этого будто злой рок прошел над этой деревней. Мне рано утром позвонила Наталия Разлогова и говорит - у нас несчастье, утонул сын хозяина, у которых они проживали. 14 августа я с Цоем по телефону обсуждал возможность поездки с концертами в Сочи, гастроли в Южной Корее и Японии. Потом буквально через день вновь раздался звонок. Вновь звонила Наталия и сказала что погиб Цой. Первое, что я сделал, это отправил своих доверенных людей туда, в Латвию, чтобы помочь перевезти тело Виктора в Ленинград...

Также в газетах часто вспоминали слова Айзеншписа том, что «на 15 августа была запланирована встреча Виктора с телевизионщиками, но он позвонил накануне, был чем-то обеспокоен, сказал, что сниматься не может. Обычно Цой был спокоен, а тут взволнованный голос, что-то случилось у него там, на даче. От помощи Виктор отказался, только добавил: „Я сам во всем разберусь и перезвоню тогда“. Так и не перезвонил».

Можно заявить с уверенностью, что все это полная ерунда. Давайте разберемся почему.

Во-первых, по словам Наталии Разлоговой, Каспаряна и прочих свидетелей отдыха Цоя в Латвии, Айзеншпис до смерти Виктора никогда не приезжал в Плиеньциемс, „не жил там пять дней”, „не слушал демо-кассеты с записями новых песен” и не встречался там с Цоем. Думаю, этим людям мы можем верить на все сто процентов.

Во-вторых, никаких встреч с журналистами и телевидением в то время у Цоя не планировалось. И опять-таки о звонках — напомним, что никто никому никуда не звонил из-за сложностей со связью. Сотовых не было, и связь поддерживалась телеграммами, которые Цой ездил отправлять на почту в соседний Апшуциемс.

здание бывшей почты в поселке Апшуциемс. фото автора
здание бывшей почты в поселке Апшуциемс. фото автора

Да, возможно Айзеншпис бывал в то лето в Латвии, в Риге и Юрмале, где, опять-таки, возможно, пересекался с Цоем по деловым вопросам (в Риге 13–14 июня 1990 года проходили концерты группы "КИНО"), но в Плиеньциемсе, до смерти Виктора, он никогда не был.

И если внимательно вчитаться и вслушаться в слова Айзеншписа в приведенных интервью, то можно заметить, как легко слова о „нескольких днях до трагедии” превращаются в непонятный срок, минимум из которых две недели, что тоже говорит в пользу явного, но простительного сочинительства.

Что касается слов Айзеншписа о смерти сына хозяев «Zeltini», то тут он тоже не совсем точен. Да, действительно, то лето 1990 года было действительно мистически трагичным. Незадолго до трагедии произошедшей с Виктором, случилась еще одна. Во время купания в море утонул Каспар - внук хозяев, маленький сын их младшей дочери. По воспоминаниям свидетелей, хозяйские внуки в компании других детей (в том числе маленького Саши Цоя и Жени Лисовского) пошли на море купаться. По недосмотру старших девочек маленький мальчик пошел вслед за детьми постарше в воду и захлебнулся в волнах. Прибежавшие взрослые, среди которых был медик Михаил Лисовский (кстати, первый муж Наталии Разлоговой), ничего сделать уже не смогли и ребенок скончался...Именно эту историю имеет в виду Айзеншпис, но подает ее немного не так как нужно, поскольку сам знал все только с чужих слов.

Относительно обсуждения возможностей поездки в Сочи с концертами – тут верно. У гастрольного директора «КИНО» Олега Толмачева сохранилась записная книжка с запланированным расписанием гастролей на лето-осень 1990 года. И Сочи там стоит одним из первых пунктов.

страничка из блокнота Олега Толмачева. фото из архива автора
страничка из блокнота Олега Толмачева. фото из архива автора

Несколько лет назад я познакомился с женщиной – Марией Синеглазовой, которая сегодня занимает пост в дирекции ГЦКЗ «Октябрь». Так вот Мария рассказала мне, что в 1990 году она вела переговоры с Айзеншписом относительно возможности проведения гастролей группы «КИНО» во Владикавказе. И, по словам Марии, у нее в архиве сохранилась переписка относительно этого, некие документальные подтверждения этого. Как уроженец Кавказских Минеральных Вод я могу добавить, что в местной рок-тусовке ходит легенда о том, что в сентябре 1990 года группа «КИНО» должна была дать концерт на стадионе Пятигорска.

фото из архива О. Толмачева
фото из архива О. Толмачева

Однако, записная книжка Олега Толмачева не врет. После планируемого Сочи далее по списку следовали города Приморского края, в частности – Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Находка, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. То есть группа «КИНО» планировала выступать на площадках, по возможности максимально приближенных к Японии и Южной Корее.

страничка из блокнота Олега Толмачева. фото из архива автора
страничка из блокнота Олега Толмачева. фото из архива автора

Кроме всего вышеперечисленного – в декабре 2018 года московский аукционный дом «Литфонд» выставил на торги письмо Виктора Цоя, датировав его июнем 1990 года. Письмо имело следующее содержание:

Марьяша! Не знаю увидимся ли перед отъездами т.к. 25-26-го могу уже уехать. Буду в Ленинграде м.б. В конце июля, в начале августа. Очень жаль, что не увижу Сашу. Буду звонить вам в Ленинград. Если тебя не будет расскажи маме о своих планах и если что то нужно то передай. Сыграл эти два концерта и чувствую что больше не могу или сойду с ума. Хочется не думать об этом вообще хотя бы месяц. Купил туфли, наверное тебе нужно. Оставляю 200 руб. в качестве гонорара за устроение концертов (черт бы их побрал всех). На штаны наплевать. Собери все деньги к отьезду. Пока Цой. P.S. Привет битлам».

письмо Виктора Цоя. фото из архива автора
письмо Виктора Цоя. фото из архива автора

Хоть аукционный дом и посчитал эту короткую записку одним из последних писем, адресованных Марьяне Цой. Аукционисты предположили, что речь в письме идет о последнем большом гастрольном туре «КИНО» в 1990 году, и о колоссальном напряжении и усталости Цоя, последовавшем за выступлениями. Но никаких указаний на то, что это письмо 1990 год нет. Зачем бы Цой писал Марьяне записки, если он приехал за Сашей в середине июля, о чем сама же Марьяна рассказывает в повести «Точка отсчета»? Скорее всего, эта записка была написана на пару лет раньше, о чем говорят указанная смешная сумма в двести рублей, и слова «жаль, не увижу Сашу». Возможно, Марьяна с Сашей уезжали куда-нибудь на отдых, и Виктор (живший уже к тому времени в Москве) не мог пересечься с ними в силу обстоятельств.

Вывод из всего этого можно сделать один: нельзя дословно верить всему, что говорят, пишут даже в официальной прессе, показывают в телевизионных передачах и тем более продают на аукционах. Лучше верить в воспоминания подобные этому:

«Мой друг, любитель „КИНО“, летом в Юрмале делал ремонт пожилой паре. Разговорились, оказалось, что они в то время жили в Плине, рядом с Виктором, и тоже общались с ним на бытовом уровне. Милые и воспитанные латыши, далеки от русского рока и т. п. По просьбе вспомнили, как помогали Виктору чинить новый мопед, как он им яблоки приносил, чай приходил пить и т. д... Он для них был милый сосед из России».

Цой действительно общался с людьми, жившими на дачах по соседству с «Zeltini», ему было приятно то, что местные его совершенно не знали, не узнавали, не требовали автографов и не льстили...

Виктор Цой в Плиеньциемсе. фото из архива Н. Разлоговой
Виктор Цой в Плиеньциемсе. фото из архива Н. Разлоговой

Из воспоминаний:

В то время, когда здесь гостил Цой (напомню, в соседнем доме!), хозяйка нашего дома как раз вернулась из Норвегии, и возводила это здание, из которого я пишу эти строки. Так вот, тогда были готовы только печь и дымоход с лестницей. И вот, как-то раз, при очередном посещении стройки, хозяйка, жившая тогда не здесь, услышала чьи-то шаги. Кто-то явно спускался сверху, по деревянной лестнице недостроенного здания. Легкий испуг имел место быть. И тут спустился ОН, весь в черном, патлатый (она очень забавно изобразила его прическу). Встретились взглядом, причем это длилось не меньше минуты. В конце концов, ей стало смешно. Такая вот была встреча. А еще ее дочь здорово нервничала из-за громкой гитарной музыки, звучащей из окон сарайчика, выходящего прямо на их будущую терассу. Еще мы узнали, что, несмотря на то, что Цой ушел от жены к Наталье, но их сын Саша очень привязался к новой избраннице своего отца. Вот ведь, как бывает... Потом хозяйка еще рассказала кое-что, но это личное...

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!

Сын Цоя против нового фильма Алексея Учителя. Что не так?

Незнакомец в красных сапогах, или еще один миф о Цое

Кто вызвал "Скорую" в деле Виктора Цоя? Слово свидетелям