Найти тему
VeronicTalks

Одиночество кисточкой: все, что вам нужно знать о поэте пустых пространств Эдварде Хоппере.

22 июля 1882 года в городе Найаке родился Эдвард Хоппер – один из самых известных американских художников XX века. Это человек, который смог завоевать сердца как сторонников традиционного искусства, так и авангардистов. Среди одних Хоппер известен как «поэт пустых пространств», «урбанист» и «архитектор одиночества», а среди других – как практический предшественник поп-арта.
Но, пожалуй, лучше всего творчество художника опишет цитата одного из его биографов: «О нашем времени потомство больше поймет из картин Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков»

Америка ХХ века.
Индустриальный бум - доход на душу населения и объём промышленной продукции становятся самыми высокими в мире. Эволюция и бешеное движение – американские имя-фамилия того времени.
И вот из этого экономического вихря появляется Эдвард Хоппер: ученик американского реалиста Роберта Генри, художник, путешествовавший по Европе в течение четырех лет, но так и не нашедший собственного стиля.
Единственное течение, впечатлившее Хоппера в ту пору – это импрессионизм. Работы Клода Моне, Поля Сезанна и Эдуарда Мане покорили американца и оказали влияние на его собственные произведения. Однако все, что было написано им в Париже – это довольно монотонные архитектурные пейзажи, где французская столица узнается разве что из названия картины.

Внутренний дворик на 48 рю де Лилль, Париж, 1906
Внутренний дворик на 48 рю де Лилль, Париж, 1906

По приезду в Америку к 1910 году Хоппер впадает в депрессивный период. Сам художник объясняет его всё большими трудностями с поиском сюжетов, желанием только «рисовать и запечатлять солнечный свет на стенах домов». Коллега Хоппера, иллюстратор Уолтер Титтл описывал его в тот момент как «страдающего человека, не в состоянии поднять руку над холстом и нарушить это проклятье».

Однако спустя долгие тринадцать лет и женитьбу на Джозефине Нивисон, творческие попытки Хоппера все же привели его к небольшому успеху. В 1923 году, благодаря супруге художника, шесть акварелей с пейзажами английского города Глостер были включены в программу выставки в Бруклинском музее. Уже через четыре года, в 1927 году, Эдвард Хоппер зарабатывает на продаже картины «Двое в проходе» 1500 долларов, что становится для него настоящим прорывом.
На эти деньги художник покупает автомобиль «Бьюик» и изредка ездит на нем в Новую Англию.

В последующие годы творческий гений Хоппера открывается с совершенно новой стороны.
Полотна художника – полное отражение его личности и состояния.
Угрюмый, стеснительный, молчаливый и медленный – эпитеты для описания не только личности самого Хоппера, но и для города, сюжетов, которые он изображал.

«Раннее воскресное утро» 
1930
«Раннее воскресное утро» 1930

Например, картина «Раннее воскресное утро» (1930)
Точное изображение залитой солнцем Седьмой авеню, застывшей в бесконечном ожидании. Почти тошнотворная атмосфера спокойствия намекает на ненормальность происходящего.
На самом деле, это действительно так: картина написана в годы Великой депрессии. Становится очевидно, что черные пустые витрины заведений изображены такими с единственным посылом:
эти места больше никогда не откроются.
А произведение «Комната в Нью-Йорке», написанное двумя годами позднее «Раннего воскресного утра»,
отсылает к непревзойденному умению Хоппера изобразить совершенно статичный кадр,
но при этом сделать его частью какой-то большей сюжетной композиции.
В таком приеме прослеживается влияние Эдгара Дега - французского живописца, одного из главных представителей импрессионизма 19 века.
И Хоппер, и Дега блестяще умели поставить бушующую вокруг жизнь на «паузу» и заключить ее в рамки своего полотна. Такой прием критики называют «атмосферой отложенного действия
» – его также можно проследить в творчестве Хичкока,
который, кстати, часто вдохновлялся работами Хоппера.

«Комната в Нью-Йорке»  
1932
«Комната в Нью-Йорке» 1932

В картине «Комната в Нью-Йорке» прослеживаются главные черты творчества художника: сам он выступает наблюдателем,
главные герои сюжета, предсказуемо, не люди (их художник изобразил обезличенными), а
говорящие детали интерьера вокруг, архитектура и свет.
Эдвард Хоппер признавался, что не любит писать людей и в его работах отсутствуют их жесты и мимика: «свет солнца на фасаде дома – вот что мне действительно хочется писать».

 «Полуночники»
 1940
«Полуночники» 1940

Следующая картина «Полуночники» 1940, является самым узнаваемым произведением в американском искусстве.
Творчество Хоппера в период 1925-1940 претерпевает метаморфозы и становится интереснее. Художник начинает больше экспериментировать с цветовой гаммой и антуражем,
картины в творческом смысле становятся живее и насыщеннее. По-прежнему господствует атмосфера отложенного действия и говорящее одиночество, выраженное как будто бы через вуайеризм.

«Полуночники», по словам самого Хоппера, - это попытка изобразить одиночество в условиях огромного города.



«Нью-йоркский кинотеатр»  
1939
«Нью-йоркский кинотеатр» 1939

В подтверждение слов об экспериментах с цветовой гаммой выступает работа «Нью-йоркский кинотеатр».
Художник использует насыщенно-желтый, красный и глубокий черный цвета.
Черным цветом в левой части изображен непосредственно зал кинотеатра, полный зрителей, а желтый и красный притягивают взгляд к одинокой билетерше, застывшей в правой части картины.
Таким образом, внимание зрителя децентрализуется и смещается на женскую фигуру, застывшую в тусклом и приглушенном свете.

Настоящее признание Хоппер получил только в последние годы жизни, но это только подтвердило уникальность творческого и личного пути художника.
Долгие попытки найти собственный стиль, депрессия,
первая личная выставка в 37 лет, женитьба на своей полной противоположности, яркой и жизнерадостной Джозефине, в 40 – все это делает Хоппера интереснейшим для изучения художником и человеком.
В конце-концов, даже Чарльз Берчфилд, кем восхищался и вдохновлялся Эдвард Хоппер,
сказал, что
«Хоппер достигает такой полной жизненности, что в его интерпретациях домов и явлений нью-йоркской жизни вы можете найти любые человеческие смыслы, которые пожелаете»
Эдвард Хоппер для американской культуры стал не только гением урбанистики и кричаще-пустых пространств,
но и тем, кто в двадцатом веке вернул ей смелый индивидуализм и независимость.