22 июля 1882 года в городе Найаке родился Эдвард Хоппер – один из самых известных американских художников XX века. Это человек, который смог завоевать сердца как сторонников традиционного искусства, так и авангардистов. Среди одних Хоппер известен как «поэт пустых пространств», «урбанист» и «архитектор одиночества», а среди других – как практический предшественник поп-арта.
Но, пожалуй, лучше всего творчество художника опишет цитата одного из его биографов: «О нашем времени потомство больше поймет из картин Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков»
Америка ХХ века.
Индустриальный бум - доход на душу населения и объём промышленной продукции становятся самыми высокими в мире. Эволюция и бешеное движение – американские имя-фамилия того времени.
И вот из этого экономического вихря появляется Эдвард Хоппер: ученик американского реалиста Роберта Генри, художник, путешествовавший по Европе в течение четырех лет, но так и не нашедший собственного стиля.
Единственное течение, впечатлившее Хоппера в ту пору – это импрессионизм. Работы Клода Моне, Поля Сезанна и Эдуарда Мане покорили американца и оказали влияние на его собственные произведения. Однако все, что было написано им в Париже – это довольно монотонные архитектурные пейзажи, где французская столица узнается разве что из названия картины.
По приезду в Америку к 1910 году Хоппер впадает в депрессивный период. Сам художник объясняет его всё большими трудностями с поиском сюжетов, желанием только «рисовать и запечатлять солнечный свет на стенах домов». Коллега Хоппера, иллюстратор Уолтер Титтл описывал его в тот момент как «страдающего человека, не в состоянии поднять руку над холстом и нарушить это проклятье».
Однако спустя долгие тринадцать лет и женитьбу на Джозефине Нивисон, творческие попытки Хоппера все же привели его к небольшому успеху. В 1923 году, благодаря супруге художника, шесть акварелей с пейзажами английского города Глостер были включены в программу выставки в Бруклинском музее. Уже через четыре года, в 1927 году, Эдвард Хоппер зарабатывает на продаже картины «Двое в проходе» 1500 долларов, что становится для него настоящим прорывом.
На эти деньги художник покупает автомобиль «Бьюик» и изредка ездит на нем в Новую Англию.
В последующие годы творческий гений Хоппера открывается с совершенно новой стороны.
Полотна художника – полное отражение его личности и состояния.
Угрюмый, стеснительный, молчаливый и медленный – эпитеты для описания не только личности самого Хоппера, но и для города, сюжетов, которые он изображал.
Например, картина «Раннее воскресное утро» (1930)
Точное изображение залитой солнцем Седьмой авеню, застывшей в бесконечном ожидании. Почти тошнотворная атмосфера спокойствия намекает на ненормальность происходящего.
На самом деле, это действительно так: картина написана в годы Великой депрессии. Становится очевидно, что черные пустые витрины заведений изображены такими с единственным посылом:
эти места больше никогда не откроются.
А произведение «Комната в Нью-Йорке», написанное двумя годами позднее «Раннего воскресного утра»,
отсылает к непревзойденному умению Хоппера изобразить совершенно статичный кадр,
но при этом сделать его частью какой-то большей сюжетной композиции.
В таком приеме прослеживается влияние Эдгара Дега - французского живописца, одного из главных представителей импрессионизма 19 века.
И Хоппер, и Дега блестяще умели поставить бушующую вокруг жизнь на «паузу» и заключить ее в рамки своего полотна. Такой прием критики называют «атмосферой отложенного действия» – его также можно проследить в творчестве Хичкока,
который, кстати, часто вдохновлялся работами Хоппера.
В картине «Комната в Нью-Йорке» прослеживаются главные черты творчества художника: сам он выступает наблюдателем,
главные герои сюжета, предсказуемо, не люди (их художник изобразил обезличенными), а
говорящие детали интерьера вокруг, архитектура и свет.
Эдвард Хоппер признавался, что не любит писать людей и в его работах отсутствуют их жесты и мимика: «свет солнца на фасаде дома – вот что мне действительно хочется писать».
Следующая картина «Полуночники» 1940, является самым узнаваемым произведением в американском искусстве.
Творчество Хоппера в период 1925-1940 претерпевает метаморфозы и становится интереснее. Художник начинает больше экспериментировать с цветовой гаммой и антуражем,
картины в творческом смысле становятся живее и насыщеннее. По-прежнему господствует атмосфера отложенного действия и говорящее одиночество, выраженное как будто бы через вуайеризм.
«Полуночники», по словам самого Хоппера, - это попытка изобразить одиночество в условиях огромного города.
В подтверждение слов об экспериментах с цветовой гаммой выступает работа «Нью-йоркский кинотеатр».
Художник использует насыщенно-желтый, красный и глубокий черный цвета.
Черным цветом в левой части изображен непосредственно зал кинотеатра, полный зрителей, а желтый и красный притягивают взгляд к одинокой билетерше, застывшей в правой части картины.
Таким образом, внимание зрителя децентрализуется и смещается на женскую фигуру, застывшую в тусклом и приглушенном свете.
Настоящее признание Хоппер получил только в последние годы жизни, но это только подтвердило уникальность творческого и личного пути художника.
Долгие попытки найти собственный стиль, депрессия,
первая личная выставка в 37 лет, женитьба на своей полной противоположности, яркой и жизнерадостной Джозефине, в 40 – все это делает Хоппера интереснейшим для изучения художником и человеком.
В конце-концов, даже Чарльз Берчфилд, кем восхищался и вдохновлялся Эдвард Хоппер,
сказал, что
«Хоппер достигает такой полной жизненности, что в его интерпретациях домов и явлений нью-йоркской жизни вы можете найти любые человеческие смыслы, которые пожелаете»
Эдвард Хоппер для американской культуры стал не только гением урбанистики и кричаще-пустых пространств,
но и тем, кто в двадцатом веке вернул ей смелый индивидуализм и независимость.