Найти тему
"Ваша газета"

НЕ ЛЮДИ ДЛЯ АВТОБУСОВ, А АВТОБУСЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ!

На протяжении последних лет нижнекамцы активно жалуются на работу общественного транспорта. Больше всего нареканий вызывают часовые ожидания автобуса и переполненные салоны. Лёд тронулся, когда в прошлом году власти города пригласили специалистов НИПИ ТРТИ Санкт-Петербурга и дали старт масштабной транспортной реформе. Услуги питерского института обошлись городу в 6,5 млн рублей. На сегодня эксперты предложили три варианта решения по улучшению работы транспорта в Нижнекамске. На общественном совете их представил замруководителя исполкома НМР по экономическому развитию и проектному управлению Ленар АХМЕТОВ.

Доходная часть давно поделена

Среди основных проблем общественных перевозок Ленар Раилевич назвал: высокий уровень автомобилизации, нерентабельность существующих маршрутов, отсутствие господдержки. При этом попытки сменить подрядчиков, субсидировать местных перевозчиков, капитально отремонтировать дороги, наладить взаимодействие с «Яндекс. Транспорт», где можно отслеживать передвижение трамваев и автобусов, лишь уменьшили остроту вопроса, но глобально его не решили.

Привлечённые питерские специалисты комплексно исследовали пассажиропотоки на 32 остановочных узлах в будни и выходные дни. Исследование показало, что основу доходной части пассажирских перевозок составляют вахтовые перевозки на промзону. На их долю приходится 46% от общего объёма пассажирских перевозок.

- Так как эти перевозки выполняются заказными маршрутами, муниципальные маршруты, беря на себя льготников, несут убытки в десятки миллионов рублей! В сфере заказных перевозок сложилась уникальная обстановка - не люди ждут автобусы, а автобусы ждут людей. Тогда как на городских маршрутах пассажиры ждут свой транспорт по часу, - отметил Л. Ахметов.

Три варианта

Один из трёх вариантов выхода из сложившейся ситуации, предложенный питерцами, - объединить вахтовые и муниципальные маршруты в единую сеть. Проездные работникам промзоны будут закупать предприятия. Стоимость будет фиксированной.

Из второго варианта следует, что подвозить работников на предприятия следует экспресс-трамвайными и автобусными муниципальными маршрутами от транспортно-пересадочных узлов. У этого решения два минуса - большие затраты на создание нужной инфраструктуры и множество пересадок.

Третий вариант питерский институт разделил на два. По первому пункту всё остаётся без изменений, корректируется лишь маршрутная сеть внутри города. Но чтобы общественный транспорт работал эффективно, нужна ежегодная субсидированная поддержка в размере 723 млн рублей. По второму пункту субсидии не нужны, но требуется оптимизировать маршрутную сеть и перейти на малый класс автобусов. Однако эксперты из Санкт-Петербурга считают, что в конечном итоге этот вариант приведёт вовсе к исчезновению в городе общественного транспорта.

По мнению Ленара Ахметова, реализация первого варианта будет привлекательна для всех - нижнекамцев, города, перевозчиков и предприятий. Питерский институт проработал новую маршрутную сеть. Ожидается, что интервал движения в часы пик составит 3-5 минут. Ряд городских маршрутов претерпит изменения - они станут кольцевыми.

Флаг в руки, господа реформаторы!

Также замруководителя исполкома НМР отметил, что Нижнекамск в этом году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» наметил обновление подвижного состава. Правительство Татарстана одобрило заявку и отправило её в Москву. Программа условно называется «40/60» - в такой пропорции выделяются деньги из республиканского и федерального бюджетов. Всего на обновление состава потребуется 500 млн рублей.

Работу всех перевозчиков будет контролировать центр диспетчеризации и ответственности при помощи GPS-оборудования на всех автобусах. При помощи специальных программ будут контролироваться интервалы движения трамваев и автобусов. Сейчас систему доводят до ума, уточняется навигационное оборудование.

- Особенно важна поддержка со стороны градообразующих предприятий города. На долю «ТАИФа» и «ТАНЕКО» приходится более 90% вахтовых и заказных перевозок. Сейчас с промышленниками ведутся переговоры, уточняются детали по новой маршрутной сети. Чтобы схема была экономически выгодной, нужно объединить усилия за столом переговоров. А то получается: где-то пусто, где-то густо. Мы уверены, что к зиме совместными усилиями кардинально улучшим сферу общественных перевозок в городе, - заверил Л. Ахметов.

Готовы ли поступиться нынешним транспортным раскладом нынешние перевозчики - «УАТ-НКНХ», АО «Нижнекамское ПАТП-1», ООО «Нижнекамское ПАТП», ООО «ТехноТранс», МУП «ГЭТ» и прочие на слушаниях не уточнялось. Зато в презентации решения городской транспортной проблемы была отмечена (но не озвучена) даже перспектива Нижнекамска стать первым городом в России с полностью бесплатным общественным транспортом! Ну что ж, флаг вам в руки, господа реформаторы.