Дорожная фреза – техника специального назначения, нашедшая широкое применение в дорожно-ремонтных работах. Она предназначается для разрушения, измельчения и погрузки на машины асфальтового или бетонного дорожного покрытия. Фрезы могут использоваться как при работе на узких площадках, так и на многополосных магистралях. Впервые дорожные фрезы стали использоваться в средине 60-х годов прошлого столетия, когда стала активно продвигаться идея повторного применения материалов, включая строительный мусор. Данные машины превращают снятое дорожное покрытие в сыпучий мате риал (гранулянт), который впоследствии направляется на ресайклинг или используется при обустройстве новой дороги. После фрезы поверхность дороги остается шероховатой, в результате чего повышается сцепляемость базового полотна и нового.
Познакомимся с данной спецтехникой более подробно.
Как работает дорожная фреза
Дорожные фрезы нашли применение при выполнении как ямочного, так и капитального ремонта дорог, производственных площадок, велосипедных, пешеходных и других дорожек и территорий, где используется асфальтовое либо бетонное покрытие. Основная задача машины – подготовить поверхность к обустройству нового полотна. С их помощью:
- удаляют выбоины, растрескивания, проломы, усадки;
- cоздают технологические поперечные уклоны;
- вырезают траншеи, люки.
Основным конструктивным элементом машины является фрезерный барабан. На нем установлены твердосплавные резцы, которые по мере износа можно будет менять на новые. Они расположены по винтовой линии. В процессе работы острые резцы с усилием врезаются в слой дорожного покрытия и по мере вращения барабана разрушают его. Измельченный материал поступает на транспортировочную ленту и поступает в кузов транспортного средства. В зависимости от конструктивного решения, машины могут оснащаться двумя конвейерами или одним. Если один, то он напрямую подает гранулят в кузов. Если их два, то сначала материал поступает в секцию, расположенную за барабаном, а только затем уже на транспортирующую ленту. Ровность базового покрытия и требуемый профиль обеспечивается автоматически благодаря встроенной системе нивелирования.
Процесс фрезерования с использованием данной техники получается очень экономичным и быстрым. Оборудование позволяет срезать достаточно глубокий слой покрытия с высокой точностью. Гранулят получается не склеенным, а рассыпчатым, что существенно упрощает последующие работы с ним.
Разновидности дорожных фрез
Современные производители предлагают широкий выбор дорожных фрез. Между собой они могут отличаться:
1. Типом ходовой части: колесные и гусеничные. Дорожные фрезы на собственном колесном шасси отличаются повышенной маневренностью. Они способны передвигаться с достаточно высокой скоростью, что существенно упрощает их перемещение между рабочими объектами. Модели на гусеничном ходу обладают повышенной устойчивостью во время выполнения работ. Это позволяет им срезать асфальт с повышенной точностью. В последнее время появились дорожные фрезы с универсальной ходовой. В них предусмотрена возможность быстрой и простой замены колес на специальные гусеничные тележки.
2. Исполнением: навесные и самоходные. Навесные – это исполнительные механизмы, которые устанавливаются на экскаваторы, трактора и другую технику специального назначения. Обязательное условие использования – наличие гидравлической системы на машине. Самоходные – это самостоятельные транспортные средства, оснащенные фрезой, одной или двумя транспортировочными лентами.
3. По мощностным показателям и габаритам: малогабаритные и крупногабаритные. Первые – оптимальный вариант для выполнения небольших ремонтных работ, обустройстве новых тротуаров, переходных дорожек, скверов, работах внутри строений. К малогабаритным относят фрезы с рабочей шириной барабана до 1,2 м и глубиной врезания в дорожное покрытие – до 0,3 м. Нередко эксплуатируются одновременно с большими фрезами, выполняя мелкие работы, требующие повышенной точности: удаление покрытий вплотную к люкам, бордюрам и пр. Вся техника, оснащенная барабанами большей ширины, относится уже к крупногабаритным.
Чтобы подобрать подходящую дорожную фрезу, рекомендуется учесть специфику предстоящих работ. То, с какими задачами будет сталкиваться спецтехника, какая интенсивность эксплуатации планируется, какие нагрузки предстоит регулярно выдерживать.
Технические характеристики, актуальные при выборе дорожных фрез
Выбирая дорожную фрезу, следует обратить внимание на следующие технические характеристики:
- Ширина области фрезерования. Указывает, какую часть ширины дорожного покрытия может захватить механизм за один подход. Измеряется в миллиметрах.
- Глубина фрезеровки. Определяет, какой слой асфальтового или дорожного покрытия может срезать фреза. Измеряется в миллиметрах.
- Диаметр барабана. Измеряется в миллиметрах.
- Численность резцов, установленных на барабанах. Измеряется в штуках.
- Масса техники, габаритные размеры. Эти параметры важно учесть при подборе места хранения техники в то время, когда она не используется.
- Скорость. В технических характеристиках указывается как рабочая скорость спецтехники, так и транспортная. Первая указывает на то, с какой скоростью техника будет передвигаться, убирая дорожное покрытие. Вторая – на то, с какой скоростью дорожные фрезы смогут двигаться без выполнения работ.
- Производительность. Определяет, какую площадь дорожного покрытия срезает фреза за 1 час непрерывной работы. Измеряется в м2/ч.
Но все же одним из наиболее важных критериев, которые необходимо учитывать при выборе дорожной фрезы является ширина фрезерования. Для работ та трассах может использоваться оборудование с длиной барабана 0,5-2,2 м. Но если речь идет о полном срезании покрытия на 6-полосной дороге, то небольшие фрезы будут работать очень долго. Поэтому оптимальным решением будет техника с барабаном, диаметром 2 метра и более.
В то же время использовать такие машины для выполнения ямочного ремонта, работах на тротуарах, во внутренних дворах, парках, скверах не очень удобно и разумно ввиду их больших габаритов. Небольшая фреза, длиной 0,5-0,6 м отлично справится с данными задачами. К тому же таким машинам будет гораздо проще обработать область возле бордюров, люков. Стоит учесть и тот факт, что в нашей стране ширина дорог кратна 1,3 метрам. Поэтому в ряде случаев техника с такой длиной барабана будет оптимальным решением.
Также рекомендуется обратить особое внимание и на глубину фрезеровки. Большинство техники срезает 0,15-0,2 м дорожного покрытия. И это в основном сам слой износа, в то время как несущие и связующие слои не затрагиваются. Полностью срезать все покрытие вплоть до грунта может потребоваться далеко не всегда.
Только определившись с этими двумя наиболее важными критериями можно будет перейти к выбору других технических характеристики дорожных фрез. Если в этом процессе возникнут трудности, потребуются дополнительные консультации, можно обратиться за профессиональной помощью к менеджерам компании «Hydrolider». Они помогут сориентироваться в ассортименте дорожных фрез и выбрать ту из каталога, которая будет соответствовать вашим запросам.