Каким должен остаться в памяти людей идеальный полководец, вождь? Справедливым, неподкупным, мудрым, решительным и великодушным. Если такой набор имеется, то персонажу простят грехи помельче, а то и серьезные проступки. Только скажут что тот, мол, как Будда грешил по молодости, а потом прозрел и стал праведником. И на качестве наследия такие пятна не сказываются, потому как последующее раскаяние и праведное поведение искупают старое.
Сохраняемая в веках байка обязательно должна иметь форму притчи, нравоучения. Иначе из нее не вывести мораль, и она не послужит для воспитания молодежи. И таких историй, если здраво посмотреть, в биографиях даже масштабных людей иной раз сложно обнаружить. Но раз есть человек-глыба с неудобной, шершавой жизнью, то почему бы не придумать для официальной презентации пару-тройку прекрасных баек? Вот и рассказывают потомки истории про разрубленный Александром узел и о справедливом суде Соломона, о переходе Рубикона и грудах камней, якобы наваленных воинами Тамерлана. Поди теперь разбери, что приключилось на самом деле, а что – вымысел.
Адепты академической живописи полюбили подобные сюжеты, поскольку они позволяли придать их работам душеспасительный, благородный оттенок и одновременно продемонстрировать мастерство художника, поскольку большинство трактовок требовало сложных поз и разнообразие портретных характеров. Соответственно, любое толкование опиралось на тщательно проработанные детали, а потому подобные "романы в полотнах" любили задавать на выпускных экзаменах все мировые художественные академии как минимум пару столетий подряд.
Если говорить о римском периоде осмысленной истории человечества, то лидера в сюжетах выделить сложно. Хотя, вероятно, таким стоит считать историю, больше известную как "Великодушие Сципиона" (также: "Воздержание Сципиона"). Только в выставочных каталогах мировых музеев работ с подобным названием можно насчитать десятка три – и это только от ведущих мастеров, вроде Рейнольдса или Пуссена. А сколько хранится по запасникам полотен от ремесленников помельче – того не сосчитают и самые матерые искусствоведы.
Обычно на картине с таким названием изображают благородного вождя в пышных драпировках, который беседует о чем-то с прекрасной дамой (взор ее потуплен и явно говорит о благодарности и смущении) или ее представителем мужеского пола. Все действо происходит в античном окружении и задник картины массово заполняют восхищенные и удивленные стаффажи. Хотя могут быть и исключения – один из представителей семейства Брейгелей замутил целый воинский стан с шатрами и воинскими колоннами, которые красовались на фоне замка и города. Ну так то особая привычка голландцев рассказывать сразу несколько трактовок одной истории.
Так чем же славен оказался главный персонаж мифа Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский из рода Корнелиев, сын Луция Эмилия Павла Македонского, в раннем детстве усыновленный семьей Сципионов? Честно говоря, очень много чем.
Этот человек благородного происхождения считался у римлян ленивым, лишенным честолюбия и вообще его характер никак не соответствовал происхождению. Но позднее, после знакомства с одним из римских заложников, Сципион переменился и стал жадно интересоваться литературой, философией и воинской наукой, стал усиленно развивать в себе силу и ловкость, в результате чего стал своеобразным светским эталоном, сформировав свой круг общения, который отличался вкусом, интересом к греческой литературе и неприятием грубых развлечений.
Такая рафинированность вкуса не мешала Сципиону отличиться на поле брани. К примеру, во время третьей войны с Карфагеном, когда дела у Рима шли в общем-то не сильно здорово, именно Сципион со своим отрядом буквально несколько раз спасал положение, действуя вопреки общему приказу – оказалось, что он прекрасно умел прогнозировать течение сражения. В результате чего со временем стал главнокомандующим африканских сил Рима, и, собственно, именно ему принадлежит заслуга взятия и разгрома Карфагена. И вот именно в тот момент якобы случился знаменательный случай, тиражируемый потом столетия подряд.
Историк Тит Ливий утверждал, что в Карфагене среди богатой добычи оказалась девушка Лукреция – наипервейшая красавица ойкумены. В принципе, Сципион был волен распоряжаться ей по своему усмотрению, но ее родители предложили немалый выкуп за нее, да и сама девушка в доходчивой форме рассказала, что уже помолвлена с неким молодым человеком. И тогда Сципион, не взяв выкупа с родителей Лукреции, вернул ее совершенно даром жениху Алуцию, добавив на словах, что это его довесок к тому приданому, что должны дать родители невесты. Ну а чтобы добавить красок и вескости к этому преданию, принято добавлять, что Сципион влюбился в Лукрецию. Но отказался от нее, чтобы прославиться своим великодушием в веках. Такое уж него имелось отношение к собственной биографии.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала