Как-то раз я гуляла по набережным центра Москвы. Набрела на парк, что на Болотной площади. Парк небольшой — ничего выдающегося. И все же там находится одна из жемчужин России — памятник "Дети — жертвы пороков взрослых".
Памятник символизирует вечную тему — борьбы добра со злом. Зло представляется в виде 13 общественных пороков, которые наследуют дети, вкушая запретный плод жизни по мере взросления.
Среди пороков: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лжеученость, пропаганда насилия, садизм, позорный столб для тех, кто без памяти, эксплуатация детского труда, нищета, война, равнодушие.
Каждый порок представлен отдельной аллегорической скульптурой. Всегда любила символизм, поэтому эти скульптуры возбудили во мне живой интерес.
Все думала, хорошо ли передал автор (Михаил Шемякин) тот ли иной человеческий порок. Что есть этот порок для него, а что для меня. В общем простояла достаточно долго.
Люди подходили, уходили. А я все стояла завороженной, вдохновленная идеей. И тут подходит женщина. Постояла немного и спрашивает: "А почему нищета — это порок? Я полагала, что богатство — это порок"
Не будем здесь говорить о протестантской этике: об успехе и благословении Богом материальными благами тех, кто трудится, не чураясь предпринимательской деловой активности.
Иначе сбегутся социалисты и коммунисты и начнут говорить о всеобщем равенстве и помощи нищему за счет богатого. Кстати, скульптура изображена в виде старухи, просящей милостыню.
Что нищета — не порок, а эксплуататорская ловушка, в которую людей загоняют богачи. Что богатство — порок, потому оно ОБЯЗАТЕЛЬНО добыто нечестно: ложью и обманом, паразитированием на обществе и т.д.
И все же почему нищета — порок? Я ответила этой женщине: "Бедность — не порок, нищета — порок"
Ответ на этот вопрос я знала еще со школьной скамьи. Когда-то его дала моя учительница по русскому языку.
Нищета — это порок, потому что в этом состоянии человек уже сложил руки и объявил себя униженным и оскорбленным, жалким и несчастным, просящим о помощи. Нищий человек — несомненно порочный человек, ибо впал в самый страшных грех — грех уныния.
Бедность не порок, потому что человек все же помнит о том, что "спасение утопающего дело рук самого утопающего", что у него есть рука, с помощью которой он себя вытянет. Бедный человек не лишен борьбы, а поэтому и спасения. "Дорогу осилит идущий".
Поэтому у бедного есть будущего, у нищего нет. Бедный благодетелен, поэтому благословенен Богом, нищий — греховен и отвергнут обществом и Богом.