Найти в Дзене
Директор Магазина

FMCG: что это такое в торговле, примеры товаров и особенности рынка

Оглавление

Что такое FMCG в торговле

FMCG – это быстро продающиеся товары по относительно низкой стоимости. 

Рынок FMCG довольно динамичный. Здесь можно выделить 3 категории товаров:

  • Продукция с долговременным использованием;
  • Продукция с кратковременным использованием;
  • Услуги.

Продукция долговременного использования имеет большой срок годности от 3 лет и больше, а продукция кратковременного использования имеет срок меньше 1 года.

FMCG продукция занимает основной потребительский сегмент и относится к кратковременной категории.

Характеристики и примеры товаров FMCG

Они имеют некоторые отличительные черты:

  • Большой товарооборот. Продукция быстро покупается, иногда пополнение витрин происходит несколько раз за день. К товарам этой категории всегда повышенный спрос, т.к. люди не могут отказаться от их использования;
  • Спонтанные покупки. Потребители привыкли к покупке этих товаров и не задумываются при их приобретении;
  • Низкая стоимость. Способствует сокращению времени для принятия решения, в среднем потребитель тратит 30-45 минут, на поход в магазин, при этом ему не требуется консультация.

Что относится к товарам FMCG:

  • Продукты питания;
  • Безрецептурные лекарственные препараты;
  • Бытовая химия;
  • Средства гигиены;
  • Стиральные порошки и средства для уборки;
  • Иная продукция с коротким сроком использования.

Все эти товары можно разделить на три категории:

  • Повседневного использования (с небольшим сроком годности);
  • Приобретаемые с запасом (с длительным сроком хранения);
  • Декоративные и праздничные (приобретаемые для приема гостей).

Товары сезонного потребления, такие как мороженое, охлаждающие напитки и канцелярия, относятся к отдельной категории, т.к. повышенный спрос на них наблюдается в ограниченном промежутке времени.

Структура рынка FMCG

Рынок FMCG имеет четыре уровня, начинаясь с производителей и заканчиваясь потребителями.

Уровень 1

На этом уровне располагаются мировые бренды, создающие и воплощающие в жизнь новые идеи в их сфере. Эти корпорации не только производят товар, они также продвигают его с применением маркетинговых стратегий. 

Здесь, к примеру, находятся такие всемирно известные компании, как:

  • Mars. Занимаются изготовлением не только всем известных шоколадных батончиков, но и корма для животных, соусов;
  • Nestle. Этой компанией выпускается кофе, питание для детей, мороженое, сухие завтраки;
  • Procter&Gamble. Выпускают средства для ухода за волосами, средства для бритья, гигиенические средства.

Помимо мировых брендов, на первом уровне располагаются импортеры товаров.

Уровень 2

Второй уровень занимают оптовые покупатели, которые могут быть как дистрибьюторами, так и складскими базами. 

Небольшая часть изготовителей самостоятельно занимаются продвижением и продажей своей продукции, например Greenway или Oriflame.

Уровень 3

Третий уровень занимают точки розничной торговли, работающие с итоговым потребителем. В их число входят:

  • Сетевые супермаркеты, имеющие идентичные цены и название. Наценка на товары колеблется от 5% до 100%;
  • Торговые точки, принадлежащие разным лицам, так называемые «магазины у дома». Из-за небольшого товарооборота и закупки продукции по высокой цене, наценка не превышает 30%.

Обращаем ваше внимание, что этот уровень также занимается предприятиями отельного и ресторанного бизнеса, где наценка может достигать 500%.

Всем представителям этого уровня важно следить за рентабельностью продаж, чтобы понимать, насколько выгодной является реализация конкретного товара. Делать это можно в программе Бизнес.Ру. Она формирует отчет рентабельности, делает анализ продаж по разным факторам, показывает прибыль и убытки, показывает остатки продукции и многое другое.

Уровень 4

Тут находятся непосредственно итоговые потребители, большая часть которых является физлицами, приобретающими товары для личного использования. Именно на них нацелены предприятия, занимающие первый уровень, при разработке стратегий, продвижении и производстве.

Прочитать статью полностью >>