Что такое FMCG в торговле
FMCG – это быстро продающиеся товары по относительно низкой стоимости.
Рынок FMCG довольно динамичный. Здесь можно выделить 3 категории товаров:
- Продукция с долговременным использованием;
- Продукция с кратковременным использованием;
- Услуги.
Продукция долговременного использования имеет большой срок годности от 3 лет и больше, а продукция кратковременного использования имеет срок меньше 1 года.
FMCG продукция занимает основной потребительский сегмент и относится к кратковременной категории.
Характеристики и примеры товаров FMCG
Они имеют некоторые отличительные черты:
- Большой товарооборот. Продукция быстро покупается, иногда пополнение витрин происходит несколько раз за день. К товарам этой категории всегда повышенный спрос, т.к. люди не могут отказаться от их использования;
- Спонтанные покупки. Потребители привыкли к покупке этих товаров и не задумываются при их приобретении;
- Низкая стоимость. Способствует сокращению времени для принятия решения, в среднем потребитель тратит 30-45 минут, на поход в магазин, при этом ему не требуется консультация.
Что относится к товарам FMCG:
- Продукты питания;
- Безрецептурные лекарственные препараты;
- Бытовая химия;
- Средства гигиены;
- Стиральные порошки и средства для уборки;
- Иная продукция с коротким сроком использования.
Все эти товары можно разделить на три категории:
- Повседневного использования (с небольшим сроком годности);
- Приобретаемые с запасом (с длительным сроком хранения);
- Декоративные и праздничные (приобретаемые для приема гостей).
Товары сезонного потребления, такие как мороженое, охлаждающие напитки и канцелярия, относятся к отдельной категории, т.к. повышенный спрос на них наблюдается в ограниченном промежутке времени.
Структура рынка FMCG
Рынок FMCG имеет четыре уровня, начинаясь с производителей и заканчиваясь потребителями.
Уровень 1
На этом уровне располагаются мировые бренды, создающие и воплощающие в жизнь новые идеи в их сфере. Эти корпорации не только производят товар, они также продвигают его с применением маркетинговых стратегий.
Здесь, к примеру, находятся такие всемирно известные компании, как:
- Mars. Занимаются изготовлением не только всем известных шоколадных батончиков, но и корма для животных, соусов;
- Nestle. Этой компанией выпускается кофе, питание для детей, мороженое, сухие завтраки;
- Procter&Gamble. Выпускают средства для ухода за волосами, средства для бритья, гигиенические средства.
Помимо мировых брендов, на первом уровне располагаются импортеры товаров.
Уровень 2
Второй уровень занимают оптовые покупатели, которые могут быть как дистрибьюторами, так и складскими базами.
Небольшая часть изготовителей самостоятельно занимаются продвижением и продажей своей продукции, например Greenway или Oriflame.
Уровень 3
Третий уровень занимают точки розничной торговли, работающие с итоговым потребителем. В их число входят:
- Сетевые супермаркеты, имеющие идентичные цены и название. Наценка на товары колеблется от 5% до 100%;
- Торговые точки, принадлежащие разным лицам, так называемые «магазины у дома». Из-за небольшого товарооборота и закупки продукции по высокой цене, наценка не превышает 30%.
Обращаем ваше внимание, что этот уровень также занимается предприятиями отельного и ресторанного бизнеса, где наценка может достигать 500%.
Всем представителям этого уровня важно следить за рентабельностью продаж, чтобы понимать, насколько выгодной является реализация конкретного товара. Делать это можно в программе Бизнес.Ру. Она формирует отчет рентабельности, делает анализ продаж по разным факторам, показывает прибыль и убытки, показывает остатки продукции и многое другое.
Уровень 4
Тут находятся непосредственно итоговые потребители, большая часть которых является физлицами, приобретающими товары для личного использования. Именно на них нацелены предприятия, занимающие первый уровень, при разработке стратегий, продвижении и производстве.