О том, каково нынче глаголом жечь сердца людей.
Во-первых, журналист-обесценившаяся профессия.
Семь лет назад после первого вступительного экзамена на журфаке проверяющие проводили перекличку:
-"На журналистику или через?"
"Через!"- голоса сменялись один за другим.
"На!"- с гордостью воскликнула я.
Глаза проверяющего устремились на лоб, лицо разразилось удивительно-радостной улыбкой:
"Прям на саму журналистику? Неожиданно! Обычно на журфаке одни недоборщики, ну и те, кто не знает, кем быть."
Молодой человек приветливо улыбнулся и продолжил перекличку. Его высказывание во многом оказалось пророческим. Часть моих одногруппников были из числа не набравших минимальный пороговый балл-после первого семестра (изучаются общие дисциплины) некоторые из них ушли учиться на желаемых специальностях. Еще часть остались, не зная, чего хотят от жизни. Пришедших, как и я, с целью стать журналистами, было меньшинство.
Казалось бы, и что? Да, на журфак приходят те, кто недоучил, недобрал, не определился, им тоже надо что-то делать,как-то устраиваться. Но почему именно факультет журналистики превратили в транзитный вагон? Считается, что здесь легче всего учиться: ни тебе задач, ни формул, напиши, что думаешь и все, да и вообще образование в этой профессии необязательно, главное-талант. Все эти обстоятельства усиливают уверенность общества в том, что журналистика-это универсальное пристанище.
Во-вторых, журналист-не высокооплачиваемая профессия.
Студенткой первого курса я устроилась корреспондентом в газету. Зарплата зависела от количества выпущенных мной материалов. Соответственно, чтобы иметь более-менее ощутимую сумму, нужно было, в буквальном смысле, пахать без продыху. Спустя год к газете добавилась работа на сайте с аналогичной гонорарной системой оплаты труда. В конце третьего курса я пришла на телевидение. Сумма в конце месяца также продолжала зависеть от числа материалов, только теперь газетные статьи и лонгриды сменились сюжетами и программами. Ко всему прочему добавилась еще и концепция того или иного телевизионного продукта: какой-то проект предусматривает шесть программ, какой-то-двенадцать, какой-то-более долгосрочный.
Я пятый год на телевидении. Живу от проекта до проекта, от сезона до сезона, в полной готовности резко оставить одно и взяться за другое. Потому все, кто приходит в журналистику с мечтой разбогатеть: фантазер ты меня называлаааа:)
В-третьих, журналистика не терпит поверхностности: нужно либо отдаваться без остатка, либо не вставать на этот путь. Свободного времени практически нет: найти и утвердить тему, согласовать место съемки, время и героев, выехать на локацию, записать интервью, сделать подсъемки, далее-расшифровка, написание и проверка текста, озвучка, монтаж,сдача...Осталось время на прием пищи и сон? Значит, что-то упустили.
В-четвертых, журналист-опасная профессия. И я не о работе в горячих точках. Политические интриги, риск вовлечения в какой-либо конфликт, сложности взаимоотношений-провокаций хватает. Слово может спасти, но оно также может и убить, а потому каждое действие необходимо тщательно просчитывать на несколько шагов вперед и, конечно же, не забывать о журналистской этике.
И в-пятых, журналист-публичная профессия. Всемирная слава, может, и не настигнет, но остаться безызвестным не получится. Казалось бы, мечта, но не тут-то было. Тщательно подбирать круг общения, избегать любых выяснений отношений, держать рот на замке и всегда помнить о репутации как о личной, так и о корпоративной.
Вот, собственно, и вся романтика. А точнее, полное ее отсутствие в привычном понимании:) Одним словом-для слабых места нет.
А что по-вашему самое важное в профессии журналиста? Делитесь в комментариях:)