Автор - Василий Коваль, директор департамента ответственного хранения ООО «Байкал-Сервис ТК»
Процесс постоянных изменений в логистике стал заметнее, когда пандемия придала ускорения электронной коммерции и многие перевозчики стали активно внедрять новые сервисы по доставке и выдаче грузов – от бесконтактной доставки до экспресс-выдачи.
И все-таки пока логистика представляет собой то, что можно сравнить с «каменным веком», учитывая доступные возможности: цифровизацию, роботизацию, Big Data, искусственный интеллект и т.д. Так что нас ждет дальше? И хотя прогнозы – дело неблагодарное, но я все-таки «понеблагодарствую» и позволю себе заглянуть на несколько лет вперед.
По аналогии с сервисами такси, которые, перейдя на «мобильные взаимоотношения» с клиентом, совершили качественный скачок в деле перевозок пассажиров, грузовая логистика также все настойчивее разворачивается в сторону сокращения сроков перевозки, простоты и удобства взаимодействия с транспортными компаниями при одновременном снижении стоимости услуг.
Логистика становится более персональной и адресной. Среди клиентов транспортных и курьерских компаний становится все больше физических лиц со сравнительно небольшими грузами. Им важны быстрота, удобство и «чтобы без бумажек». И все говорит о том, что логистика продолжит трансформацию в сторону самого широкого самообслуживания, где и исполнители, и потребители услуги будут общаться с сервисом без посредников. Все предпосылки для это есть: уже сейчас клиент может сам отслеживать свои отправки, при необходимости удаленно запрашивать документы в электронном виде, определять место и время забора и доставки груза, получать его в ПВЗ (пунктах выдачи заказов), по SMS-коду и т. д.
Так что же ждет логистику в «Прекрасном Недалеко»? Давайте это разберем на примере курьерской доставки.
Итак, на дворе 2025-ый год.
Отправитель в Архангельске приходит на «селфи-почту», открывает дверцу приемной камеры, кладет туда посылку и уходит. А получатель в Астрахани через пару-тройку часов (мы же говорим о будущем логистики!) приходит в ближайшее отделение «селфи-почты» в своем городе, чтобы ее забрать.
Часть этой системы прекрасно работает и сегодня. Речь, как вы понимаете,об отлично себя зарекомендовавших постаматах (почтаматах, пакоматах), где посылки выдаются в автоматическом режиме. Но почему до сих пор не автоматизирована отправка через тот же постамат?
Дело в том, что ячейка постамата пока не умеет взвешивать и обмерять товар. Поэтому вес посылки не учитывается вовсе, либо учитывается, но уже на этапе складской обработки отправлений. Если отправитель хочет сразу знать стоимость отправления в зависимости от веса его посылки, то сделать это будет невозможно на этапе закладки. Постамат не умеет измерять и точные габариты. Так что полноценной приемной камеры пока не существует, но никаких технических ограничений для ее изготовления нет.
Итак, наша приемная камера должна уметь измерять весогабаритные характеристики посылки, проводить ее идентификацию и «вести диалог» с отправителем: принимать оплату (наличными и безналичными), печатать чек, выдавать этикетку со штрих-кодом. Таким образом, недостатки функционала постамата при отправках будут полностью компенсированы в камере приема отправлений.
При этом пока несуществующую приемную камеру нашей «селфи-почты» можно еще и удешевить, сделать удобнее и повысить быстродействие с помощью мобильного приложения. Программное обеспечение на телефоне клиента позволит, в первую очередь, идентифицировать пользователя, а во вторую – оперировать всеми необходимыми данными при отправлении и получении посылок.
Вот так примерно будет выглядеть наша «умная коробка», то есть наша «селфи-почта» будущего: постамат (для выдачи посылок) + приемная камера (для отправления посылок) + мобильное приложение (на смартфоне клиента).
Обращаем ваше внимание, что для общения с этим сервисом клиенту потребуется только телефон!
А теперь рассмотрим поэтапно, как будет проходить пользование «селфи-почтой»:
1. Отправитель проходит аутентификацию, установив на телефоне приложение «селфи-почта»
2. Для отправки посылки он приходит в отделение «селфи-почты», запускает приложение и сканирует код отделения.
3. В приложении выбирает: «Отправить посылку» и вводит номер мобильного телефона получателя, а также отделение, где будет получена посылка.
4. На термопринтере в приемной камере печатается этикетка со штрих-кодом (уникальным номером отправления). Приложение просит отправителя наклеить эту этикетку на посылку сверху, а саму посылку положить в приемную камеру. Перед этим дверь в приемник автоматически откроется.
5. Отправитель кладет посылку в камеру и закрывает дверцу. Пока дверца не будет закрыта, приложение не продолжит свою работу.
6. Дальше в приемной камере происходит измерение и взвешивание посылки. Эта информация вместе с фото и номером отправления попадает в приложение. На основании весогабаритных характеристик, адресов отделенийсистема выдает на экран стоимость услуги, предлагает оплатить или отменить отправку. В случае отмены, дверца автоматически открывается, и посылка забирается.
7. Если отправитель согласен с условиями, то оплачивает услугу удобным ему способом. После чего ему приходит уведомление с детализацией отправки.
8. Одновременно получателю придет уведомление с информацией о посылке и ориентировочной датой ее доставки в назначенное отделение «селфи-почты». Если у получателя не установлено приложение на телефоне, то в уведомлении (придет в SMS-сообщении) ему предложено будет это сделать.
9. При необходимости можно изменить отделение получения, но при этом система может изменить стоимость доставки и попросить доплатить за услугу.
10. Получателю приходит уведомление о том, что он может получить свою посылку.
11. Получатель приходит в назначенное отделение. Запускает приложение на телефоне и сканирует штрих-код отделения. Автоматически открывается нужная ячейка в постамате, откуда он забирает посылку.
А еще будет возможно получать груз сразу в багажник машины, и не только это. Продолжение следует…