Найти тему
Байкал Сервис

Селфи-почта. Как мы видим будущее логистики

Автор - Василий Коваль, директор департамента ответственного хранения ООО «Байкал-Сервис ТК»

Процесс постоянных изменений в логистике стал заметнее, когда пандемия придала ускорения электронной коммерции и многие перевозчики стали активно внедрять новые сервисы по доставке и выдаче грузов – от бесконтактной доставки до экспресс-выдачи.

-2

И все-таки пока логистика представляет собой то, что можно сравнить с «каменным веком», учитывая доступные возможности: цифровизацию, роботизацию, Big Data, искусственный интеллект и т.д. Так что нас ждет дальше? И хотя прогнозы – дело неблагодарное, но я все-таки «понеблагодарствую» и позволю себе заглянуть на несколько лет вперед.

По аналогии с сервисами такси, которые, перейдя на «мобильные взаимоотношения» с клиентом, совершили качественный скачок в деле перевозок пассажиров, грузовая логистика также все настойчивее разворачивается в сторону сокращения сроков перевозки, простоты и удобства взаимодействия с транспортными компаниями при одновременном снижении стоимости услуг.

-3

Логистика становится более персональной и адресной. Среди клиентов транспортных и курьерских компаний становится все больше физических лиц со сравнительно небольшими грузами. Им важны быстрота, удобство и «чтобы без бумажек». И все говорит о том, что логистика продолжит трансформацию в сторону самого широкого самообслуживания, где и исполнители, и потребители услуги будут общаться с сервисом без посредников. Все предпосылки для это есть: уже сейчас клиент может сам отслеживать свои отправки, при необходимости удаленно запрашивать документы в электронном виде, определять место и время забора и доставки груза, получать его в ПВЗ (пунктах выдачи заказов), по SMS-коду и т. д.

Так что же ждет логистику в «Прекрасном Недалеко»? Давайте это разберем на примере курьерской доставки.

Итак, на дворе 2025-ый год.

-4

Отправитель в Архангельске приходит на «селфи-почту», открывает дверцу приемной камеры, кладет туда посылку и уходит. А получатель в Астрахани через пару-тройку часов (мы же говорим о будущем логистики!) приходит в ближайшее отделение «селфи-почты» в своем городе, чтобы ее забрать.

Часть этой системы прекрасно работает и сегодня. Речь, как вы понимаете,об отлично себя зарекомендовавших постаматах (почтаматах, пакоматах), где посылки выдаются в автоматическом режиме. Но почему до сих пор не автоматизирована отправка через тот же постамат?

Дело в том, что ячейка постамата пока не умеет взвешивать и обмерять товар. Поэтому вес посылки не учитывается вовсе, либо учитывается, но уже на этапе складской обработки отправлений. Если отправитель хочет сразу знать стоимость отправления в зависимости от веса его посылки, то сделать это будет невозможно на этапе закладки. Постамат не умеет измерять и точные габариты. Так что полноценной приемной камеры пока не существует, но никаких технических ограничений для ее изготовления нет.

-5

Итак, наша приемная камера должна уметь измерять весогабаритные характеристики посылки, проводить ее идентификацию и «вести диалог» с отправителем: принимать оплату (наличными и безналичными), печатать чек, выдавать этикетку со штрих-кодом. Таким образом, недостатки функционала постамата при отправках будут полностью компенсированы в камере приема отправлений.

При этом пока несуществующую приемную камеру нашей «селфи-почты» можно еще и удешевить, сделать удобнее и повысить быстродействие с помощью мобильного приложения. Программное обеспечение на телефоне клиента позволит, в первую очередь, идентифицировать пользователя, а во вторую – оперировать всеми необходимыми данными при отправлении и получении посылок.

Вот так примерно будет выглядеть наша «умная коробка», то есть наша «селфи-почта» будущего: постамат (для выдачи посылок) + приемная камера (для отправления посылок) + мобильное приложение (на смартфоне клиента).

-6

Обращаем ваше внимание, что для общения с этим сервисом клиенту потребуется только телефон!

А теперь рассмотрим поэтапно, как будет проходить пользование «селфи-почтой»:

1. Отправитель проходит аутентификацию, установив на телефоне приложение «селфи-почта»

2. Для отправки посылки он приходит в отделение «селфи-почты», запускает приложение и сканирует код отделения.

3. В приложении выбирает: «Отправить посылку» и вводит номер мобильного телефона получателя, а также отделение, где будет получена посылка.

4. На термопринтере в приемной камере печатается этикетка со штрих-кодом (уникальным номером отправления). Приложение просит отправителя наклеить эту этикетку на посылку сверху, а саму посылку положить в приемную камеру. Перед этим дверь в приемник автоматически откроется.

-7

5. Отправитель кладет посылку в камеру и закрывает дверцу. Пока дверца не будет закрыта, приложение не продолжит свою работу.

6. Дальше в приемной камере происходит измерение и взвешивание посылки. Эта информация вместе с фото и номером отправления попадает в приложение. На основании весогабаритных характеристик, адресов отделенийсистема выдает на экран стоимость услуги, предлагает оплатить или отменить отправку. В случае отмены, дверца автоматически открывается, и посылка забирается.

7. Если отправитель согласен с условиями, то оплачивает услугу удобным ему способом. После чего ему приходит уведомление с детализацией отправки.

-8

8. Одновременно получателю придет уведомление с информацией о посылке и ориентировочной датой ее доставки в назначенное отделение «селфи-почты». Если у получателя не установлено приложение на телефоне, то в уведомлении (придет в SMS-сообщении) ему предложено будет это сделать.

9. При необходимости можно изменить отделение получения, но при этом система может изменить стоимость доставки и попросить доплатить за услугу.

10. Получателю приходит уведомление о том, что он может получить свою посылку.

11. Получатель приходит в назначенное отделение. Запускает приложение на телефоне и сканирует штрих-код отделения. Автоматически открывается нужная ячейка в постамате, откуда он забирает посылку.

А еще будет возможно получать груз сразу в багажник машины, и не только это. Продолжение следует…