Найти в Дзене

Заслуженные летчики-испытатели - Чумаков Петр Ильич

Петр Ильич Чумаков родился 5 января 1950 года в Чувашской деревне Аниш-Ахпердино. После окончания средней школы некоторое время работал слесарем в Чебоксарском монтажном управлении. В 1973-м году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ). После окончания летного училища продолжил службу в военно-воздушных силах Забайкальского ВО в г. Могоча. В 1980-м году Чумаков П.И. окончил Центр подготовки летчиков испытателей ГК НИИ военно-воздушных сил Советского Союза (ЦПЛИ НИИ ВВС). В 1986-м году за доводку систем вооружения вертолета Ми-24 Петр Ильич был награжден медалью им. М.Л.Миля. В 1998-м году в звании полковника уволен из рядов вооруженных сил в запас. С 1998-го года П.И. Чумаков находится на летно-испытательной работе на Казанском вертолетном заводе (КВЗ). Информационная справка: Казанский вертолётный завод - акционерное предприятие, производитель вертолётов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России» госкорпор
П.И. Чумаков. Заслуженный летчик-испытатель РФ. Фотография из открытых источников
П.И. Чумаков. Заслуженный летчик-испытатель РФ. Фотография из открытых источников

Петр Ильич Чумаков родился 5 января 1950 года в Чувашской деревне Аниш-Ахпердино. После окончания средней школы некоторое время работал слесарем в Чебоксарском монтажном управлении.

В 1973-м году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ). После окончания летного училища продолжил службу в военно-воздушных силах Забайкальского ВО в г. Могоча.

В 1980-м году Чумаков П.И. окончил Центр подготовки летчиков испытателей ГК НИИ военно-воздушных сил Советского Союза (ЦПЛИ НИИ ВВС).

В 1986-м году за доводку систем вооружения вертолета Ми-24 Петр Ильич был награжден медалью им. М.Л.Миля.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

В 1998-м году в звании полковника уволен из рядов вооруженных сил в запас.

С 1998-го года П.И. Чумаков находится на летно-испытательной работе на Казанском вертолетном заводе (КВЗ).

Информационная справка:

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Казанский вертолётный завод - акционерное предприятие, производитель вертолётов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех». Вертолёты российского производства, изготовленные в Казани, налетали более 50 миллионов лётных часов по всему миру. За всю историю существования КВЗ более 12 000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ансат и их модификаций поставлено в 100 стран мира.

П.С. К теме не относится, но... на этом заводе довелось побывать в начале лета 1986-го года. Принимали сразу 17 (семнадцать) бортов Ми-8МТ. Перегоняли по маршруту (промежуточные уже не все помню) Казань-Каган-Кандагар. Только хорошие воспоминания...

В 1998-м году готовил летчиков военно-воздушных сил Непала к работе в Гималаях.

В 1999-м году принимал участие в испытаниях вертолета Ми-17В-5 с двигателями BK-2500 с выполнение посадок в высокогорных районах Тибета.

Летчик-испытатель Чумаков П.И. принимал участие в предварительных испытаниях одной из модификаций вертолета «Ансат» и выполнял демонсирационные полеты на этой машине на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС).

За время своей летной деятельности Петр Ильич Чумаков налетал на вертолетах Ми-24, Ми-8, а также самолетах Як-52, Як-55 около 8 (восьми) тысяч часов, из них 3,5 тысячи часов находясь на летно-испытательной работе.

26 октября 2008-го года в ходе 2-го (второго) после сборки испытательного полета на вертолете Ми-8МТВ - погиб.

В связи с сжатыми сроками исполнения заказа испытательный полет проводился в выходной день

Через несколько минут после выполнения взлета на высоте около 300 метров, с одновременным увеличением крена вертолет потерял управление. Командиром экипажа Чумаковым П.И. была подана команда на покидание вертолета. Но неуправляемую машину покинул с парашютом только второй летчик. Однако в связи с малой высотой парашют до конца не раскрылся и летчик получив перелом позвоночника был госпитализирован.

Благодаря действиям летчика-испытателя Петра Чумакова, который уводил неисправную машину в сторону от жилых домов, вертолет упал на окраине села Новая Тура в 12 км от Казани.

В тот день вместе с Петром Чумаковым погибли: штурман вертолета Борис Макаренко, бортинженер Фарид Хуснимарданов и ведущий инженер Максим Иванков.

В ходе расследования причины авиационной катастрофы технической комиссией было выявлено рассоединение системы поперечного управления, вследствие чего вертолет из горизонтального полета перешел в крен около 60 градусов и столкнулся с землей.

Также можно почитать:

Заслуженные летчики-испытатели - выпускники Саратовского ВВАУЛ

Заслуженные летчики-испытатели - выпускники Саратовского ВВАУЛ (2)

Заслуженный летчик-испытатель Ларюшин Евгений Иванович

Заслуженный лётчик-испытатель Анохин Сергей Николаевич

Заслуженный лётчик-испытатель СССР Юрий Александрович Гарнаев

Спасибо за то, что Вы рядом!

-4