В продолжение темы статьи «Кто хозяин в наших домах?», как и было обещано, наше мнение по проблеме неэффективности государственного контроля.
Чтобы не быть голословными, обратимся к закону.
В Законе о недрах закреплены обязанности каждого недропользователя, например, такие, как соблюдение законодательства, норм и правил по использованию и охране недр, а также требований технических проектов, планов или схем, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, охране окружающей среды, выполнение лицензионных условий и др.
Не соблюдению этих обязанностей корреспондирует закрепленное в законе усмотрение на досрочное прекращение действия лицензии, например, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии или систематического нарушения установленных правил пользования недрами и др.
При этом, сам Закон о недрах про порядок досрочного прекращения лицензии говорит лишь о том, что «пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр».
Далее, этот порядок можно найти в подзаконных нормативно-правовых актах – Административных регламентах тех самых «компетентных органов».
В частности, в Административном регламенте Роснедра, утвержденным Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. №315, указано, что вопрос досрочного прекращения права пользования недрами рассматривает специально созданная комиссия Роснедра. В пункте 94 Административного регламента №315 продублированы все те основания для досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии, которые указаны в ст. 20 Закона о недрах. Далее – самое важное, в пункте 95 этого регламента указано, что основанием для начала осуществления процедуры только лишь по рассмотрению вопроса досрочного прекращения лицензии являются (помимо инициативы самого недропользователя) информация, представление (предложение), поступившее от уполномоченных органов.
В качестве одного из примеров, возьмем полномочия Росприроднадзора. Так, Административный регламент Росприроднадзора, утвержденный Приказом Минприроды России от 29.06.2012 №196, в пункте 105 говорит, что выявленные территориальными органами Росприроднадзора нарушения, являющиеся основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, направляются, внимание, в Росприроднадзор в целях направления в Роснедра с соответствующим представлением.
Такая вот многоступенчатая система, загвоздка которой в том, что ни в одном из этих регламентов, как и в законе, не закреплена именно обязанность тех самых уполномоченных и компетентных органов в направлении материалов для рассмотрения вопроса прекращения лицензии.
Причем, по итогам рассмотрения материалов комиссией Роснедр, решение о досрочном прекращении лицензии принимается не сразу, недропользователю могут дать от 3 до 12 месяцев на устранение нарушений, в случае исполнения такого решения лицензия сохраняется и можно продолжать нарушать правила.
Статистика по этому вопросу, согласно подведенным Минприродой и Роснедрами «Итогам работы Федерального агентства по недропользованию в 2018 году и планах на 2019 год», говорит о том, что:
«В 2018 году была выдана 1 351 лицензия на право пользования недрами.
По материалам проверок и представлений на досрочное прекращение права пользования недрами рассмотрено 265 лицензий. По ним приняты решения:
-направить уведомление о нарушении условий пользования недрами по 130 лицензиям;
-принять к сведению информацию об устранении допущенных нарушений условий пользования недрами по 111 лицензиям;
-досрочно прекратить право пользования недрами по 62 лицензиям;
-ограничено право пользования недрами по 2 лицензиям;
-приостановлено право пользования недрами по 5 лицензиям;
-на рассмотрении – 21 лицензия.
По 54 лицензиям досрочно прекращено право пользования недрами в связи с невыполнением условий пользования недрами, отказом владельца лицензии или ликвидацией предприятия.»
Эта статистика показывает, что в 2018 году не более 50 лицензий досрочно прекращено в связи с выявленными нарушениями правил пользования недр.
По открытым данным Сводного государственного реестра участков недр и лицензий, размещенного на сайте Росгеолфонда, общее количество выданных лицензий (за исключением общераспространенных полезных ископаемых, отнесенных к участкам недр местного значения), составляет более 40 тысяч.
Выходит, что из этих 40 тысяч лицензий прекращены досрочно из-за допущенных нарушений единицы.
Между тем, и открытые данные с Единого реестра проверок, размещаемые на сайте Генеральной прокуратуры РФ, и такие масштабные (как с трубопроводом «Дружба») или не очень (как в нашем регионе с превышением ПДК по сероводороду в 6 раз в п. Пригородном 13.10.2019 г., или с компанией «Триумф» в Переволоцком районе, проблемами с выбросами сероводорода в Ташлинском, Илекском, Сакмарском районах и т.д.) инциденты показывают, что нарушений, за которые должны лишать лицензии гораздо больше, чем фактов из официальной статистики.
А в это время нарушения правил недропользования отражаются и на экологии, и на экономике.
На наш взгляд, сам механизм рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами необходимо максимально упростить и сделать его более четким для реальной ориентации недропользователей на добросовестную разработку.
Во-первых, четко прописать обязанность должностных лиц компетентных органов по направлению информации о нарушениях для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Во-вторых, максимально упростить «путь» информации о нарушениях от места до комиссии Роснедра. Убрать эти «ступени» передачи информации от территориального управления в главное одного ведомства, далее передачи информации уже между разными ведомствами и т.п.
В-третьих, лишить недропользователей права на устранение нарушений в срок от 3 до 12 месяцев с возможностью сохранения лицензии.
В-четвертых, установить запрет недропользователям, в отношении которых лицензия прекращена досрочно в связи с допущенными нарушениями, на приобретение нового права на пользование недрами.
В-пятых, наделить правом инициирования вопроса о лишении лицензии нерадивых недропользователей региональные власти.
В-шестых, запретить переоформление лицензии от одних пользователей недр другим при любом основании.
Недропользователь на участке должен быть только один, может он разрабатывать, – пусть разрабатывает, нарушает, - пусть уступит другому на общих (конкурсных) основаниях.
Зачем это надо?
Первое – т.к., по факту, лицензия стала дорогостоящим (в миллионы долларов) имуществом и, соответственно, предметом, по сути, спекуляций недрами.
Второе – т.к. постоянно возникающие конфликты и напряженность, в связи с наплевательским отношением недропользователей к местному населению и его правам на жизнь, основаны на «безнаказанности», да и экономических причинах.
Легче найти сочувствия в проверяющих и других службах и выйти «победителем», чем реально вкладывать деньги в развитие производства.
Наши предложения охватывают решение глобальных вопросов снижения социальной напряженности, решения экологических проблем, наполнение бюджета, а в конечном счете, - облегчение жизни и людям, и государству.
Решение этой задачи, как показывает Башкирский Куштау, по силам только самому верху власти – Президенту РФ В.В. Путину.
#юрсовет56#юрсоветорен#юристоренбург#юрист56#юрпомощь56#юрпомощьоренбург#правоваяпомощь56#правоваяпомощьоренбург#правоваяподдержка56#правоваяподдержкаоренбург#юрконсультации56#юрконсультации_оренбург#прав56#прозакон56#проправо#проправо56#юрсовет56#башкирия#куштау#президент#недра#оренбург#илек#переволоцк#сакмара#ташла#путин#минприроды#росприроднадзор#роснедра#власть