Воздушное платье, соломенная шляпка, белоснежная палуба, легкий бриз…Романтика! Признаюсь, я тоже об этом мечтала. Но у этой идеальной картинки очень нелицеприятная изнанка. Путешествие на белоснежном лайнере – худшее, что может прийти в голову путешественнику. Объясняю почему и делюсь лайфхаками, если все же круиз продолжает вас манить.
- Мы все время обсуждаем вред автомобилей и самолетов, а про круизные лайнеры как-то забываем - слишком они от нас далеко... А тем временем один крупный круизный лайнер выбрасывает в атмосферу углекислого газа как 83 тысячи автомобилей, оксида азота — как 421 тысячи автомобилей, твёрдых мелких частиц — как миллион автомобилей, и диоксида серы — как 376 миллионов автомобилей!!! Мало того, круизных лайнеров строится все больше и больше! Каждый год (не считая злосчастного 2020) бороздить моря отправляются 27 миллионов человек. И эта цифра растет с каждым годом. Больше маршрутов, больше кораблей, сами корабли больше, развлечения адреналинистей. В общем, индустрия растет, а вместе с ней ущерб планете.
- От выбросов и мазута страдают портовые города. Барселона, Пальма-де-Майорка, Венеция, Канны и другие прибрежные города задыхаются от выхлопов, потому что во время стоянки двигатели лайнеров продолжают работать. В 2018 году в Лиссабоне открыли новый круизный порт, и теперь город ежегодно принимает около 300 гигантских лайнеров, а город моментально поднялся на шестое место в топ самых загрязненных городов Европы. Совпадение? Конечно же, нет. Все эти города пытаются вводить жесткие экологические ограничения в отношении круизных судов, но можно подумать, что как только лайнер выйдет из порта он перестает дымить…Это общепланетарная проблема. И просто не пускать лайнеры в свой порт – не решение.
- Во время турпоездки по Средиземному морю журналисты французского телеканала France 3 тайком произвели замеры воздуха на палубе одного из лайнеров. Результат оказался более чем отрезвляющим: дышать воздухом на палубе такого корабля опасно для здоровья. Журналисты определили, что вредных веществ на палубе лайнера в 200 раз выше, чем в воздухе на автострадах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) советует пассажирам круизных гигантов ограничить свое пребывание на палубе. Но в чем тогда смысл круиза?
- Компании-операторы круизных лайнеров заявляют, что пластиковые и пищевые отходы, канализационная и трюмная вода не сбрасываются в океан. Но до сих пор некоторые типы отходов разрешено сбрасывать в открытом море вдали от берегов. Коре того, эти компании постоянно штрафуют за нарушение правил. Заплатить штраф дешевле, чем установить дорогостоящие фильтры рециклинга.
Теперь чуть-чуть хорошего. Будущее круизных путешествий выглядит намного лучше, чем настоящее. Осталось подождать совсем недолго:
- Портовые города развивают систему энергоснабжения лайнеров на причале, чтобы кораблям не приходилось стоять с включенным двигателем;
- Инженеры проектируют корабли будущего, которые будут эффективно использовать возобновляемые ресурсы и плавно пересекать моря и океаны. Например, норвежский круизный оператор Hurtigruten намерен использовать дохлую рыбу в качестве топлива для своих судов, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды и остановить глобальное потепление, пишет The Local. Рыбу, пойманную, но не использованную норвежскими рыбаками, смешают с другими органическими отходами и сделают из нее сжиженный биогаз, который будут использовать вместо дизельного топлива. Таким образом Hurtigruten, круизные суда которого ходят, в том числе, в Арктику и Антарктиду, станет первой в мире круизной компанией, использующей неископаемое топливо. Первые корабли на биогазе будут готовы отправиться в плавание уже мае следующего года, а всего компания планирует перевести 6 из своих 17 судов на комбинацию биогаза и сжиженного природного газа к 2021 году. К 2050 году Hurtigruten собирается сократить свои выбросы углерода до нуля!
- Технологии развиваются вместе с туризмом: на новые лайнеры ставят скрубберы или газоотчистители, создают более эффективный дизайн лопостей, и ставят улучшенную фильтрацию воды. Некоторые новые лайнеры оснащены двигателями на сжиженном газе. Но, к сожалению, переоборудовать старые суда слишком трудо- и финансово затратно.
Лучшее, что вы можете сделать – это не поехать в круиз. Даже путешествие на самолете оставляет меньший экослед на планете. Но если мечта не покидает вас, то сделать кое-что все таки можно:
- Тщательно выбирать компанию и сам лайнер. Неофициальный рейтинг компаний и лайнеров можно изучить на ресурсе благотворительной организации «Друзья земли» (FoE) - Cruise Ship Report Card.
- Стоит также провести свое маленькое расследование. Общее правило: чем новее лайнер, тем лучше. Обратите внимание на то, как на лайнере обстоят дела с отчисткой воды и уменьшением ее использования за счет «умного» душа или другого оборудования. Какой процент пластика перерабатывается, как уменьшают эмиссию, используют ли двигатели во время стоянок или подключаются к наземным источникам энергии. Как мы выяснили ранее – это очень важно. На официальных сайтах компаний всегда есть вкладка об устойчивости и окружающей среде. Минус – они все на английском. Если с этим проблемы, напишите мне, я изучу для вас информацию по конкретному кораблю. Вот ссылки: Carnival/P&O, Celebrity, Costa, Crystal, Cunard, Disney, Fred Olsen, Holland America, MSC, Norwegian, Princess, Royal Caribbean.
- Взять на борт свои домашние экопривычки: выключать воду и электричество, пользоваться своей бутылкой для воды, а не одноразовыми стаканчиками, не брать лишнюю еду на шведском столе и т.д.
Я когда-нибудь обязательно отправлюсь в круиз. Явно не в этом году)) Дождусь мира без ковида и экологичного лайнера, который уже почти готов в Японии. О нем я расскажу вам в следующий раз.