Найти тему
Ecotravelling

Круиз: красивая картинка, грязная начинка. Вся изнанка шикарных ланеров

Воздушное платье, соломенная шляпка, белоснежная палуба, легкий бриз…Романтика! Признаюсь, я тоже об этом мечтала. Но у этой идеальной картинки очень нелицеприятная изнанка. Путешествие на белоснежном лайнере – худшее, что может прийти в голову путешественнику. Объясняю почему и делюсь лайфхаками, если все же круиз продолжает вас манить.

Photo by Jamie Morrison (Unsplash)
Photo by Jamie Morrison (Unsplash)
  • Мы все время обсуждаем вред автомобилей и самолетов, а про круизные лайнеры как-то забываем - слишком они от нас далеко... А тем временем один крупный круизный лайнер выбрасывает в атмосферу углекислого газа как 83 тысячи автомобилей, оксида азота — как 421 тысячи автомобилей, твёрдых мелких частиц — как миллион автомобилей, и диоксида серы — как 376 миллионов автомобилей!!! Мало того, круизных лайнеров строится все больше и больше! Каждый год (не считая злосчастного 2020) бороздить моря отправляются 27 миллионов человек. И эта цифра растет с каждым годом. Больше маршрутов, больше кораблей, сами корабли больше, развлечения адреналинистей. В общем, индустрия растет, а вместе с ней ущерб планете.
  • От выбросов и мазута страдают портовые города. Барселона, Пальма-де-Майорка, Венеция, Канны и другие прибрежные города задыхаются от выхлопов, потому что во время стоянки двигатели лайнеров продолжают работать. В 2018 году в Лиссабоне открыли новый круизный порт, и теперь город ежегодно принимает около 300 гигантских лайнеров, а город моментально поднялся на шестое место в топ самых загрязненных городов Европы. Совпадение? Конечно же, нет. Все эти города пытаются вводить жесткие экологические ограничения в отношении круизных судов, но можно подумать, что как только лайнер выйдет из порта он перестает дымить…Это общепланетарная проблема. И просто не пускать лайнеры в свой порт – не решение.
Image by Linval Ebanks (Unsplash)
Image by Linval Ebanks (Unsplash)
  • Во время турпоездки по Средиземному морю журналисты французского телеканала France 3 тайком произвели замеры воздуха на палубе одного из лайнеров. Результат оказался более чем отрезвляющим: дышать воздухом на палубе такого корабля опасно для здоровья. Журналисты определили, что вредных веществ на палубе лайнера в 200 раз выше, чем в воздухе на автострадах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) советует пассажирам круизных гигантов ограничить свое пребывание на палубе. Но в чем тогда смысл круиза?
  • Компании-операторы круизных лайнеров заявляют, что пластиковые и пищевые отходы, канализационная и трюмная вода не сбрасываются в океан. Но до сих пор некоторые типы отходов разрешено сбрасывать в открытом море вдали от берегов. Коре того, эти компании постоянно штрафуют за нарушение правил. Заплатить штраф дешевле, чем установить дорогостоящие фильтры рециклинга.
Image by Daria Tryfanova (Unsplash)
Image by Daria Tryfanova (Unsplash)

Теперь чуть-чуть хорошего. Будущее круизных путешествий выглядит намного лучше, чем настоящее. Осталось подождать совсем недолго:

  • Портовые города развивают систему энергоснабжения лайнеров на причале, чтобы кораблям не приходилось стоять с включенным двигателем;
  • Инженеры проектируют корабли будущего, которые будут эффективно использовать возобновляемые ресурсы и плавно пересекать моря и океаны. Например, норвежский круизный оператор Hurtigruten намерен использовать дохлую рыбу в качестве топлива для своих судов, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды и остановить глобальное потепление, пишет The Local. Рыбу, пойманную, но не использованную норвежскими рыбаками, смешают с другими органическими отходами и сделают из нее сжиженный биогаз, который будут использовать вместо дизельного топлива. Таким образом Hurtigruten, круизные суда которого ходят, в том числе, в Арктику и Антарктиду, станет первой в мире круизной компанией, использующей неископаемое топливо. Первые корабли на биогазе будут готовы отправиться в плавание уже мае следующего года, а всего компания планирует перевести 6 из своих 17 судов на комбинацию биогаза и сжиженного природного газа к 2021 году. К 2050 году Hurtigruten собирается сократить свои выбросы углерода до нуля!
  • Технологии развиваются вместе с туризмом: на новые лайнеры ставят скрубберы или газоотчистители, создают более эффективный дизайн лопостей, и ставят улучшенную фильтрацию воды. Некоторые новые лайнеры оснащены двигателями на сжиженном газе. Но, к сожалению, переоборудовать старые суда слишком трудо- и финансово затратно.
Фото автора. Санторини
Фото автора. Санторини

Лучшее, что вы можете сделать – это не поехать в круиз. Даже путешествие на самолете оставляет меньший экослед на планете. Но если мечта не покидает вас, то сделать кое-что все таки можно:

  • Тщательно выбирать компанию и сам лайнер. Неофициальный рейтинг компаний и лайнеров можно изучить на ресурсе благотворительной организации «Друзья земли» (FoE) - Cruise Ship Report Card.
  • Стоит также провести свое маленькое расследование. Общее правило: чем новее лайнер, тем лучше. Обратите внимание на то, как на лайнере обстоят дела с отчисткой воды и уменьшением ее использования за счет «умного» душа или другого оборудования. Какой процент пластика перерабатывается, как уменьшают эмиссию, используют ли двигатели во время стоянок или подключаются к наземным источникам энергии. Как мы выяснили ранее – это очень важно. На официальных сайтах компаний всегда есть вкладка об устойчивости и окружающей среде. Минус – они все на английском. Если с этим проблемы, напишите мне, я изучу для вас информацию по конкретному кораблю. Вот ссылки: Carnival/P&O, Celebrity, Costa, Crystal, Cunard, Disney, Fred Olsen, Holland America, MSC, Norwegian, Princess, Royal Caribbean.
  • Взять на борт свои домашние экопривычки: выключать воду и электричество, пользоваться своей бутылкой для воды, а не одноразовыми стаканчиками, не брать лишнюю еду на шведском столе и т.д.
Image by Brandon Nelson (Unsplash)
Image by Brandon Nelson (Unsplash)

Я когда-нибудь обязательно отправлюсь в круиз. Явно не в этом году)) Дождусь мира без ковида и экологичного лайнера, который уже почти готов в Японии. О нем я расскажу вам в следующий раз.

Image by Peter Hansen (Unsplash)
Image by Peter Hansen (Unsplash)