Накануне дня Победы, в Тихом океане случилось значимое событие для России в сфере освоения гидрокосмоса, осуществилась первая попытка в нашей стране преодолеть пучину Марианской впадины и погрузиться на глубину 10 028 метров.
Без преувеличения - был установлен мировой рекорд для аппарата, который осуществил погружение в бездну Челленджера и установил на дне вымпел в честь 75-ти лет Победы, это аппарат, разработанный легендарным ЦКБ «Рубин» при поддержке ФПИ (фонд перспективных исследований) и называется он «Витязь-Д».
Проект комплекса «Витязь-Д».
Направление по созданию таких комплексов согласуется с Государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2025 года». Как пример, первым таким комплексом стал именно «Витязь-Д», получивший своё название в память о советском научно-исследовательском судне «Витязь», ученые которого в 1957 году впервые определили максимальную глубину Марианского жёлоба.
Технические особенности и уникальность аппарата.
"Витязь" - это роботизированный комплекс, глубоководный спускаемый аппарат, донная станция связи. Предельная глубина погружения – 12050 метров, длина составляет 5.5 метров, ширина 1.3 метра, высота 1,4 метра, а масса 5650 кг. Разработку аппарата ЦКБ «Рубин» начало в 2015 году, а закладка была осуществлена на сборочном стапеле опытно-экспериментального производства 30 ноября 2018 года.
Особенностью аппарата является то, что это первый в мире полностью беспилотный необитаемый подводный аппарат, достигший дна Марианской впадины и пробывшем на дне более 3х часов. Похожие аппараты из США и Японии так же осуществляли погружение на дно Марианского жёлоба, но управлялись по проводам и не имели возможности действовать без оператора на поверхности.
«Витязь-Д» способен выполнять работы на глубине, как по программе, так и полностью самостоятельно, способен автономно изучать отдельные участки дна, проводить картографирование рельефа, самостоятельно огибать препятствия и выбираться из замкнутого пространства. Дополнительно к аппарату прилагается специальная донная станция, которая устанавливает связь по гидроакустическому каналу и производит более точную корректировку аппарата на дне. Корпус донной станции и корпус самого «Витязь-Д», комбинированный, выполнен из титанового сплава и высокопрочного сферопластика.
В кооперации с питерским "Рубином" по этому проекту работал Государственный научный центр ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, который реализовал программно-аппаратную платформу для автономной работы аппарата на основе ИИ (искусственный интеллект). В рамках проекта запланировано ещё несколько экспериментальных погружений, для проверки выбранных конструкторами технических решений с целью усовершенствования комплекса.
Надеюсь вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, всем добра!