Подвески с изображениями Будды или буддистских арахатов всем широко известны, кто хоть раз побывал в Таиланде. Увидеть их можно и в маленьких лавочках при крупных храмах, и на каждом национальном рынке в любом городе. Есть и специальные рынки амулетов...
Амулеты для тайца - часть его религии. Берут они основу еще от кхмерских шаманских практик, отчасти из анимизма, характерного для любого народа. Но сейчас, и давно, амулеты срослись своими значениями с Буддой. Сам Будда и просветлённые учителя - самые частые изображения в статуэтках, которые жители Таиланда носят за шее, коллекционируют и обмениваются друг с другом. Может потому в меня вошёл тайский буддизм, что я вырос в старой деревне на Севере, где уважительно относились к "духам" природы. Существовали все персонажи, которые я и здесь встречаю. Помнится, как бабушка учила меня проситься в дом к "хозяину", к домовому. Как поклонялись самым старым и высоким деревьям в тайге. Как с благоговейным страхом относились к широкому Енисею. И там тоже эти верования были запараллелены с христианством. хоть попы и не одобряли это.
Амулеты можно условно разделить на две группы - буддистские и анимистические. К первым относятся изображения Будды и знаменитых монахов, арахатов, аджанов разных времён и из разной местности. Самым большим почтением пользуются Ломпо Сотонг из Чаченсао, Ломпо Туот из Хуа-Хина, Ломпо То учитель медитации с севера, ну и еще несколько чуть пониже извесностью, но не рангом. Этим арахатам приписываются разные чудеса и значительная просветлённость, амулеты с их изображениями защищают, оберегают, наставляют на "путь истинный". В каждой местности, в каждом монастыре есть свои знаменитые святые. Каждый монастырь изготовляет их статуэтки и освещает. Получить такую статуэтку по деньгам стоит недорого, чаще всего это тамбун монастырю по желанию человека. С возрастом такие статуэтки у знатоков поднимаются в цене. Интересно, что изображения в амулетах самых знаменитых арахатов лимитированы. Например, оригинальная статуэтка ломпо Сотонг или ломпо Туот имеют внутри шарик-крадин, которые стучит при потряхивании. Таким образом можно отличить настоящий священный амулет от туристической подделки.
Коллекционирование амулетов-подвесок прямо таки страсть многих тайцев. На каждом рынке есть один-два лотка, где ценители ищут что-то для себя, обмениваются, покупают новые. Но цена на таких рыночных лотках тоже не велика, это уважение к священным предметам сказывается. Статуэтки Будды размером поболе тоже там можно встретить. Чаще всего, это старинные раритеты. У меня есть одна такая возрастом не менее 100 лет из глины. Особый состав глины и способ обжига делают такие статуэтки прочными. Используются они для домашних алтарей. И ценная подвеска Пра Упакут у меня случайна оказалась, приобрёл в свой первый визит в храме на Золотой горе- Ват Сакет. В Исане у родственников один товарищ предлагал мне за него достаточно высокую цену. мне как-то странно продавать священную вещицу, тем более дорогую для меня, как память о моём первом храме. Даже в период самоизоляции и безработицы.
Вторая группа - анимистические амулеты со змеем Панайяг и прочими элементалями, такими как Карут. Гаруда сейчас государственный герб, но имеет корни в древних индуистских легендах. Панайяга тоже пытаются привязать к идуизму, но жители Исана с этим не согласны. Как выразился мой тайский товарищ-гид - "Крут - военно-воздушные силы богов, а Панайяг - военно-морской флот". Тайцу Крут дарует поддержку небес в делах, а Панайяг охраняет от тёмных сил. Кроме этих двух главных персонажей древних сказаний и легенд священными считаются кусочки от старых деревьев ТонгПо, полудрагоценные и поделочные камушки со святых мест или вулканического происхождения. У меня есть колечко с таким камушком Лек лай с острова ко Сичанг, утверждают, что охраняет от укусов всяких гадов.
Очень популярен и у азиатов, и у европейцев слоноголовый Ганешу. Наверное, из-за легенды об обретении им головы слона, далёкой от истинного утверждения в легенде - папа не убивал сына. Статуй Ганешу в Таиланде множество, а вот подвески-амулеты не часто попадаются. Я случайно наткнулся на рынке амулетов в Бангкоке возле Лоха Прасат у Ват Сакет.
Вообще у меня коллекция подвесок, к которым я отношусь, как к вещам священным. Первая - из монастыря на Самуи, вторая из Ват Сакет, потом были с ко Чанга и из Исана - пра сыЛуанг. Уважаемого мною ломпо Тоо я нашёл уже гораздо позднее у Лоха Прасат, а китайского святого-защитника от беззакония в Анек Кусала-сала Ват Яна. Видя мою страсть к подвескам и уважение к буддистским традициям, мой наставник с недавнего ритрита подарил мне еще подвеску Будды. Так что они у меня, как медали за прохождения погружений в буддизм. А у вас есть? Вы можете мне помочь не распродавать мои священные амулеты.
Есть ещё такруты - капсулы с мантрами или частицами чего-то святого. Вы их тоже видели у тайцев, этакие маленькие пробирки с чем-то. Каждый такрут несёт на себе свою функцию, и хозяин держит это в секрете. Правил ношения особых я не знаю. Но чаще всего, такрут носится сзади, а подвески со святыми - спереди. Должно их быть нечётное число на цепочке, верёвочке или специальном шнуре. На ночь снимают, а уже перед сексом тем более. Когда утром одеваешь шнур с амулетами, надо произносить определённую формулу. По христианским понятиям, крестик прячут под рубахой на теле, а по тайским - это гордость человека, и их носят поверх рубахи.