Африка — колыбель человечества и... могила литературы! Нет-нет, на счет последнего мы, конечно же, шутим. :) Хотя многие, возможно, придерживаются такого мнения. Ведь до российских читателей доносятся лишь отголоски литературного процесса на континенте.
Что нам известно о современной африканской прозе? Мы привыкли думать, что там, где люди остро нуждаются в еде, воде и медикаментах, нет ничего, что напоминало бы о высоком и прекрасном. Да, там нет книжных магазинов, но есть небольшие лавки. Да, там мало читающих, зато много авторов, которые, увы, не востребованы на родине. Писатели «материка коротких теней» становятся широко известны только после эмиграции или выхода на международный рынок.
Мы собрали книги именно таких литераторов. Чимаманда Нгози Адичи, Джон Кутзее, Чинуа Ачебе, Ннеди Окорафор — многие из них уже успели стать Нобелевскими лауреатами и финалистами Букера. Читайте и наслаждайтесь!
Половина желтого солнца
Чимаманда Нгози Адичи
Красавица Оланна из богатой семьи никогда не отличалась дерзостью, как ее сестра-двойняшка Кайнене, но именно Оланна решилась оставить полную комфорта жизнь ради любви. Переезжая в маленький городок, где жил и работал ее будущий муж, профессор местного университета, она вряд ли понимала, что бесповоротно меняет свою судьбу. Деревенский мальчик Угву, поступивший в услужение в профессорский дом, тоже не догадывался, что отныне его жизнь изменится необратимо и непредсказуемо. А непокорная и избалованная Кайнене вряд ли думала, что взвалит на свои хрупкие плечи ответственность за жизнь огромного числа людей.
Но война, обрушившаяся на страну, не только корежила судьбы людей, но и меняла их самих, вытаскивая наружу то, что в обычной жизни скрывается за лоском цивилизованности. Оланне, Угву и всем остальным героям романа предстоит пройти сквозь немыслимые ужасы войны, не раз лицом к лицу столкнуться со смертью и вновь обрести себя после страшных испытаний.
Все рушится
Чинуа Ачебе
На краю Леса жили люди Девяти деревень. Жили так, как жили до них веками их предки, представители удивительного народа ибо, и почитали своих причудливых, по-человечески капризных богов и строгих, но добрых духов. Исполняли обряды, воевали, мирились, растили детей, трудились на полях, собирали урожай, пили домашнее пальмовое вино и веселились на праздниках.
А потом пришли европейцы — с намерением научить «черных дикарей» жить, как белые, верить, как белые, растить детей, как белые. Сильные цивилизованные люди, готовые железной рукой осчастливить народ Девяти деревень.
Всеобщая теория забвения
Жузе́ Эдуарду Агуалуза
В юности Луду пережила психологическую травму. С годами она пришла в себя, но боязнь открытых пространств осталась с ней навсегда. Даже в магазин она ходит с огромным черным зонтом, отгораживаясь им от внешнего мира.
После того как сестра вышла замуж и уехала в Анголу, Луду тоже покидает родную Португалию, чтобы осесть в Африке. Она не подозревает, что ее ждет. Когда в Анголе начинается революция, Луанду охватывают беспорядки. Оставшись одна, Луду предпринимает единственный шаг, который может защитить ее от ужаса внешнего мира: она замуровывает дверь в свое жилище. Отныне ее жизнь будет протекать в полной изоляции, а за тем, что происходит вне стен ее дома, Луду сможет лишь подглядывать со своего верхнего этажа.
Кто боится смерти
Ннеди Окорафор
Далекое будущее, постапокалиптический Судан. Несмотря на то, что ядерная катастрофа давно позади, на африканских землях все еще проливаются реки крови. Белые агрессоры уничтожают местное темнокожее население: деревню за деревней.
Жительница одной из таких деревень — последняя выжившая в кошмарной бойне женщина, зверски изнасилованная вражеским генералом, — блуждает по пустыне в поисках смерти. Но вместо этого она рожает необычного ребенка: девочку с волосами и кожей цвета песка.
Женщина уверена, что ее дочь — особенная, отмеченная печатью насилия и гнева, отверженная полукровка. Мать называет ее Оньесонву, что на древнем языке означает «Кто боится смерти». Что ожидает такого ребенка в жестоком мире? Или, может, стоит поставить вопрос иначе: что ожидает мир, в который пришло такое дитя? Ведь Оньесонву обладает уникальной магией и может общаться с духами…
Рыбаки
Чигози Обиома
Четверо братьев из нигерийского города Акуре, оставшись без надзора отца — тот уехал работать на другой конец страны, ходят рыбачить на заброшенную реку, пользующуюся у местных жителей дурной славой. Однажды на пути домой братья встречают безумца Абулу, обладающего даром пророчества. Люди боятся и ненавидят Абулу, ведь уста его — источник несчастий, а язык его — жало скорпиона…
Безумец предсказывает Икенне, старшему брату, смерть от руки рыбака: одного из младших братьев. Прорицание вселяет страх в сердце Икенны, заставляя его стремиться навстречу року, и грозит разрушением всей семье.
Эти и другие романы читайте и слушайте в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!