В сообществе «Бендивести» Вконтакте идут виртуальные выборы на пост президента ФХМР. Как ни странно, я там тоже оказалась в компании кандидатов. Ну что ж, раз уж я кандидат, то у меня должна быть своя программа.
А она у меня и была. Давным-давно я составила список наиболее важных, на свой взгляд, моментов, которые не мешало бы в хоккее с мячом изменить. И все это как-то лежало без дела. Сейчас я думаю: а почему бы не опубликовать? Помнится, один болельщик прочитал какой-то фрагмент и начал смеяться: «Так это же все обсуждалось в интернете, в соцсетях!» Дескать, собрала разные мнения. Так я и не спорю! Я указала наиболее важные моменты, которые уже обсуждались, и не раз, и с которым я согласна. С которым не согласна – те не стала ставить.
Плюс тот момент, кто в силу профессии ко мне стекается очень много информации, мнений, взглядов. Какой-то собственный жизненный опыт уже имеется. И я всегда старалась учитывать мнение масс, читателей, болельщиков. Из всего этого и сложились данные пункты. Почитайте. У кого терпения хватит – предупреждаю, там много букв!
ПРОГРАММА
Если бы я была кандидатом в президенты ФХМР, то моя программа была бы проста и состояла бы из трех основных пунктов.
1. Управление.
2. Профессионализм.
3. Прозрачность.
Конечно, работа будет гораздо шире, там множество направлений. И непременная работа с регионами, с болельщиками, с ветеранами, судейство, пресса, коммерческое направление, юридическое, – упорядочить права, ответственность за принятие решений, и др. Но в основу системы работы должны лечь именно вот эти три момента: кто управляет, насколько профессиональны те, кто управляет, и насколько все это прозрачно.
Показатель успешности вида спорта в основном складывается из следующих составляющих. Это:
1. Количество команд в стране.
2. Посещаемость.
3. Популярность в СМИ.
4. Финансы, то есть количество бизнесменов, желающих вложиться в этот вид.
5. Победы на мировом уровне.
Теперь давайте пройдемся по пунктам. Количество команд в стране падает – это плохо. Посещаемость тоже. Пресса совсем перестала писать. Со спонсорами тоже плохо – сидим «на бюджетной игле». Скоро ломка начнется. И пятое – победы на мировом уровне. Вот тут вроде бы все хорошо, но это опять же плохо: мы выигрываем из двух. Если на мировом уровне несколько сильных команд, и победы всегда непредсказуемые, всегда на зубах, на жилах, - вот это говорит об уровне вида спорта. А не две страны.
Куда ни кинь – всюду клин.
Вопрос: надо ли фактическим руководителям ФХМР, а именно – Исполкому и региональным федерациям, работать над улучшением всего этого? По сути – нет. Им от этого квартиры не дадут и зарплату не прибавят. Значит, ошибочна сама система управления. Управлять должны те, кто дает деньги.
А заинтересованы ли клубы в том, чтобы развивать эти четыре составляющие? Ответ очевиден – да. Клубам (в теории, если они правильные клубы, и там правильные руководители) нужны и деньги, и болельщики, и пресса, и интересный чемпионат, а не «полторы калеки». И сильная сборная им нужна, которая побеждает. Вот сборная у нас побеждает на мировом уровне, потому что, кроме Швеции, больше особо не с кем соревноваться. А вот клубы – давно нет. То есть, на мировом уровне успехи тоже падают. Пресса уходит. Болельщики уходят. Спонсоры тоже.
Если по всем пунктам идет даже не застой, а стремительное снижение, – значит, ошибочна сама система управления. И надо менять саму систему.
1. УПРАВЛЕНИЕ.
Это значит, что управлять должны те, кто платит. Причем так: чем больше денег – тем больше голосов в управлении. Клуб Суперлиги имеет побольше голосов, кому дать право голоса – пусть решают сами, это внутреннее дело клуба. Если есть команда Высшей лиги – это еще сколько-то голосов. И только сообща, акционерами, нужно принимать решения. В том числе и кадровые – кому работать в ФХМР, кому управлять хоккеем.
Вот представьте: бизнесмен открыл свое дело и хочет, чтобы оно жило много лет. Не такой бизнес, из серии «купи – продай – закройся», а дело всей жизни. Разве ж он будет вытягивать из своего детища последние жилы? Да он еще свое отдаст, лишь бы дело жило и развивалось, чтобы банкротом не остаться. Как руководители клубов порой на свои деньги кормят игроков.
Но есть ли такие примеры в ФХМР? Кого она «накормила»? Никого. Только сама «ест» взносы. И заинтересована в том, чтобы как можно больше команд играло в Суперлиге, потому что там взнос больше. Высшую лигу за соревнования не считают, а ведь в ФНЛ, ВХЛ или баскетбольной Суперлиге свои страсти, там интересно! У нас же играть в Высшей лиге – чуть ли не позор для клубов, оттуда надо выбираться любой ценой!
Чемпионат России плохо показывают и не продвигают в СМИ, потому что в этом финансово не заинтересованы прямые его «владельцы»: ФХМР и те, кто имеет рычаги управления, то есть Исполком и региональные федерации. Напротив, для них независимая пресса – ненужный шум и своеволие. Они так и говорят: такие им не нужны. Им нужны послушные писатели. Я была на Кубке мира-2018 по хоккею с мячом – нет там больше писателей. Ни послушных, ни непослушных – никаких. Только от клубов.
Им также нет смысла работать с болельщиками, потому что для клубов это – «криптовалюта», которую можно монетизировать, а для ФХРМ – лишняя головная боль, люди, которые постоянно чего-то требуют.
Дайте управление клубам. И взнос надо снизить, лучше за счет этого увеличить количество команд.
2. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.
Вот представьте: живет в регионе какой-нибудь суперталант, который или развил свою школу хоккейную отлично, или раскрутил посещаемость команды, или он классно привлекает деньги или ведет потрясающий аккаунт клуба или местной федерации. И вот, чтобы он делал то же самое, но в масштабах всей страны, его забирают в Москву, работать в ФХМР. Согласны, такая схема правильная? В Федерации должны работать лучшие, чтобы нам воевать не между собой, а с другими видами спорта, доказывая, что хоккей с мячом не хуже, а то и лучше!
В ФХМР сейчас почти нет профессионалов. Вот только не надо мне про уважаемых людей, которые много лет в хоккее с мячом. Вахтер стадиона тоже много лет в хоккее с мячом. Профессионал проверяется другим.
1. Первое – у него за спиной всегда «шлейф» собственных проектов, которые он создал и развил, успешных дел, которые можно ставить в пример, наград в своей области. На вопрос «что этот человек сделал» есть много ответов.
2. Второе – о нем много пишут, точнее, о его делах. Простейшая проверка через интернет-поиск выдаст множеств упоминаний. У профессионала всегда интересно взять интервью, его работу приводят в пример, его упоминают в интервью ученики и последователи. Также в новостях есть упоминания о его достижениях и наградах.
3. Третье: профессионал не стоит на месте, постоянно идет вперед, придумывает и с успехом внедряет что-то новое, опережая конкурентов.
4. И четвертое: профессионала всегда готовы переманить вышестоящие структуры, чтобы заполучить себе такого специалиста. За ним всегда ведут охоту.
А теперь представьте: за кем из ФХМР готовы вести охоту граждане, допустим, из Олимпийского комитета или из Минспорта России, или из топ-клубов по футболу или хоккею? Есть у нас специалисты такого уровня? Назовите поименно.
Или вот: простейшая проверка: загоняем в поиск имя специалиста, сотрудника ФХМР, и смотрим его дела – проекты, награды, интервью с ним на федеральном уровне. Большинство ничем таким не прославились.
У нас же должности занимают по принципу «мы своих не бросаем». Тем, кто не хочет быть «своим», должность не светит, будь он хоть трижды профессионалом. Это плохо. Это приводит к тому, что хоккей с мячом никак не развивается. Потому что приглашают не лучших, а «своих».
А если бы клубы тратили свои денежки, они трижды подумают: хотят ли они, чтобы некий человек эту должность и получал большую зарплату только потому, что он чей-то друг или родственник?
Подумают и, скорее всего, откажут. На должности нужен отбор или кастинг. Случайным людям в спорте не место. Вы же, господа, не ставите в сборную России тех, кто кататься не умеет, зато «он много лет в хоккее с мячом»? Вот то-то же. Потому что вам медали нужны. Так и в других областях тоже нужны «медали»! Чтобы, повторюсь, соревноваться с другими видами спорта: за публику, за деньги, внимание СМИ и прочее.
И такие профессионалы в стране есть! И для хоккея с мячом они есть. Вы только их берите на работу, а не «своих».
Если наши спортсмены и тренеры, профессионалы от хоккея с мячом, захотят получить образование и стать профессионалами в какой-то области – кто же им помешает? Но только не надо раздавать должности за былые заслуги, это непременно приведет к обидам. Потому что заслуженных людей в стране много, а должностей мало. Как определить, кто более заслуженный?.. Только так: только конкурс, только отбор! По профессиональным качествам. Вот тогда дело с места сдвинется.
Маленький пример: почему-то клубы ставят на должность бухгалтера – реального бухгалтера! А не заслуженного игрока, который «потом научится, дайте ему время». Потому что тут денежки! Тут ошибка чревата последствиями. Так в любой области ошибки чреваты! Пусть игрок учится и приходит! Пусть конкурирует и зарабатывает себе место в борьбе со всеми на равных.
Конечно, знание хоккейной темы и авторитет в спорте даст ему дополнительные плюсы. Но если он профессионал, то должен понимать: в сборной России играют лучшие. А ФХМР – это должна быть «сборная» России среди хоккейных профессионалов, лучших в стране. И не надо пытаться туда залезть за былые заслуги. Если ты профессионал, то тебе и стыдно будет сидеть на былых заслугах, у тебя постоянно должны появляться новые. Вот тогда тебя с руками оторвут: хоть в хоккее, хоть в другом виде спорта, если ты принесешь свои дела и покажешь – вот это придумал и сделал я сам.
Чтобы в управление хоккеем приходили «дважды профессионалы» – и в спорте, и в своей области, этим самым профессионалам нужно получать соответствующее образование, реализовать себя сначала «на местах». А потом, когда слава об их грамотной работе дойдет и до Москвы, уже можно будет говорить о приглашении. Не исключен вариант, чтобы ФХМР сама оплачивала обучение людям, в которых заинтересована.
3. ПРОЗРАЧНОСТЬ.
Пункт третий – самый простой: нужна прозрачность расходов. Он частично вытекает из первого. Если собственники будут давать свои деньги именно на развитие хоккея с мячом, то они и должны будут следить, правильно ли эти средства расходуются. Как в госзакупках! Чтобы обосновать «акционерам» нужность этих трат. Если ФХМР посчитает, что ей нужна новая машина или офис, или есть классный специалист, который требует большую зарплату, – то пусть акционеры сообща решают, надо ли им это.
ВОЗМОЖНО ЛИ ВСЕ ЭТО?
При существующей системе все это невозможно. Потому что у руководителей хоккея с мячом в России нет мотивации – что-то менять. Им и так хорошо. Точнее, им и так плохо. Нормально. Они привыкли. Они не видели, как бывает. Я в силу профессии журналиста взяла множество интервью, в том числе и у людей самого топового уровня. И слышала много историй успеха, которые делаются «снизу».
Есть прекрасная фраза, которая во многом является для меня мотивационной. Ее как-то сказал спортивный врач Витольд Сивохов.
«Форсированный результат не бывает долговечным».
Это значит, что не стоит сразу пытаться перекупить готовых игроков, тренеров, клубы, журналистов, менеджеров. Выращивайте своих. И чем более «нулевым» будет цикл, с которого вы начнете, тем прочнее свяжете себя с этим фундаментом и выстроенной базой. Снизу всегда надежнее. Но не всем это интересно. Мне интересно.
«Снизу» можно собрать разрозненный народ. Не покупая болельщиков дорогими подарками, а дать им дело, которое их соберет и сплотит. Не буду раскрывать все карты, но есть интересные планы, как можно объединить болельщиков всей страны, какие интересные задания им раздать и как дать почувствовать себя частью целого.
Нет невыполнимых задач, подход всегда можно найти. Вот в этом и есть решение: вести работу по разным направлениям, поочередно решая проблемы. Вот так и дойдем.
Даже если управление в ФХМР останется прежним, его тоже можно сдвинуть с места тем, что постоянно работать в отдельных направлениях. Этот путь не самый быстрый, но он реалистичен. Таким образом, руководители этих направлений, успешно работая, вскоре зарекомендуют себя, вырастут, получат некое право голоса в обществе. И уже можно будет действовать на другом уровне, когда появится слаженная, заряженная, профессиональная команда.
В заключение.
Я прекрасно понимаю, что не являюсь профессиональным хоккеистом или тренером. Мой спортивный опыт – это всего лишь первый разряд в легкой атлетике. Это несерьезно.
Но! Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Хоккеист – играть, тренер – тренировать, а руководитель – руководить. Спортивный опыт, несомненно, важен. Но куда более важное качество для руководителя, я считаю, - это умение видеть пути решения проблемы там, где другие теряются. А это важно.
Чем проблема отличается от задачи? Задача решается в один прием, даже сложная. Нет денег - заработай. Натекла лужа на полу - вытри. А проблема - это когда вроде бы делается все правильно, а результата нет. Я работаю, работаю, а денег не хватает! Я вытираю лужу, а она снова появляется. Что делать?
Вот тут и обращаются люди к руководителю, который смотрит глубь проблемы и видит ее корень. Он умеет разложить проблему на задачи, как веник на прутики, и переломать их все поочередно. И далеко не всегда сам: он раздаст задания с таким расчетом, чтобы люди сами увидели этот просвет, эти пути решения, и скорее рвались выполнять то, что казалось невыполнимым. Вот тогда пойдет.
И чтобы руководитель не боялся проблемы, а, наоборот, бросался на нее с азартом, как в спорте. Вот главный талант руководителя, я считаю, а не играть на скрипке, быстро бегать или хорошо готовить.
И напоследок – о целях. Моя цель проста: я хочу, чтобы спорт опять стал праздником, как в прежние годы, когда мы ездили на выезды, не пропускали ни одной игры, а болельщики и команды были как одно целое.
Это моя личная мотивация.
Вот.
Исходя из этого, можете голосовать.