Найти в Дзене
Александр А.

ПО СЛЕДАМ ОСТАПА И КИСЫ

(часть третья)

По логике вещей, этот материал должен был идти как часть вторая – между московскими и кавказскими приключениями героев бессмертного романа. Но тогда мне показалось, что фактуры здесь маловато для слишком уж занимательного рассказа.

Сейчас же, по некотором размышлении, я решил вернуться к данной теме, и, надеюсь, читатели извинят меня за некоторое нарушение хронологии.

* * *

Итак, поиски сокровищ в Москве удачи не принесли. Четыре стула, приобретённые театром Колумба, должны были ехать вместе с другим реквизитом на многомесячные гастроли. А вот последний стул оставался пока «тёмным пятном на сверкающем плане концессионных работ», ибо его покупатель, как сообщил нанятый Остапом Бендером беспризорник, «вошёл со стулом в товарный двор Октябрьского вокзала, и пролезть за ним было никак не возможно – у ворот стояли стрелки ОВПО НКПС».

Нужно было решать – то ли оставаться в столице для розысков пропавшего в просторах Каланчёвской площади стула, то ли отправиться вслед за колумбовской труппой в турне. Остап склонялся к последнему.

- А то, может, разделимся? – спросил Остап. – Я поеду с театром, а вы оставайтесь и проследите за стулом в товарном дворе?

Но Киса так трусливо моргал седыми ресницами, что Остап не стал продолжать.

- Из двух зайцев, - сказал он, - выбирают того, который пожирнее. Поедем вместе.

Компаньоны отсмотрели последний перед закрытием сезона спектакль – сверхавангардистскую премьеру комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» - и на следующий вечер были уже на Курском вокзале, за два часа до отхода ускоренного поезда на Нижний Новгород, каковым, собственно, и отправлялся в начальный пункт своего турне театр.

У Курского вокзала. 1929
У Курского вокзала. 1929

В сквере, разбитом перед вокзалом, Бендер и Воробьянинов неожиданно встретили давнего знакомца Ипполита Матвеевича – гробовых дел мастера Безенчука, который привёз в Москву свой «товар», наслушавшись историй о якобы свирепствовавшей здесь эпидемии гриппа.

Ночь прошла для концессионеров без сна в жёстком вагоне, а я теперь они стояли влево от пассажирских дебаркадеров Волжского государственного речного пароходства.

Нижний Новгород. 1920-е гг.
Нижний Новгород. 1920-е гг.

Предстояло как-то проникнуть на пароход «Скрябин», арендованный Наркомфином для проведения на каждой пристани между Нижним Новгородом и Сталинградом тиража выигрышного займа. Театру Колумба вменялось показывать в пути пьесы, в которых популяризировалась идея госзаймов. До Сталинграда театр поступал на полное довольствие тиражной комиссии, а потом на свой страх и риск готовился совершить большую гастрольную поездку по Кавказу и Крыму со своей «Женитьбой».

В конце концов, Остап, как мы знаем, прикинувшись художником, окончившим ВХУТЕМАС, сумел попасть на борт, ну а Кису он представил как мальчика-ассистента. Компаньонам поручалось сначала исполнить лозунг: «Все на тираж. Каждый трудящийся должен иметь в кармане облигацию госзайма», а затем изобразить фигуру сеятеля, разбрасывающего облигации.

Но если с буквами великий комбинатор кое-как справлялся, то для художественного воплощения сеятеля уже не оставалось ни малейших ресурсов. «…Шкодливая рука Остапа изобразила некий обрубок с сахарной головой и тонкими плетьми вместо рук».

Неудивительно поэтому, что Бендера и Воробьянинова с треском высадили на пристани города Васюки, не заплатив, естественно, никаких денег.

До сих пор почитатели творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова не пришли к единому мнению, какой именно населённый пункт вывели авторы под именем Васюков.

Предлагались разные варианты: Кстово Нижегородской области (статус города получил только в 1957 году, а посему отпадает), Козьмодемьянск (на ту пору Марийской автономной области)…

Но если открыть раннюю, не сокращённую версию романа, то мы увидим, что, после первой остановки в Бармине и проведения первого тиража, представитель пишущей братии, корреспондент ТАСС, спрашивал у капитана «Скрябина» о дальнейшем маршруте.

- Сначала Юрино, - сказал капитан, - потом Козьмодемьянск, потом Васюки, Мариинский посад, Козловка. Потом Казань. Идём по расписанию тиражной комиссии.

Видите – Козьмодемьянск и Васюки упомянуты отдельно. Исходя из этого, со всей долей вероятности можно утверждать, что легендарные Васюки – это Васильсурск, небольшой городок (ныне – посёлок городского типа) у самой границы Нижегородской области и Марийской АО. Да и определённое созвучие в названиях есть.

Похождения героев романа в Васюках отлично известны. Запудривание мозгов членам местной шахсекции идеей проведения в городе Международного (а в перспективе - и первого в истории мироздания Междупланетного) шахматного турнира. Организация в клубе «Картонажник» сеанса одновременной игры на 160 шахматных досках плюс лекции на тему: «Плодотворная дебютная идея».

-4

Чем всё это закончилось, мы тоже знаем. Позорно проигранными великим комбинатором всеми партиями; бегством из клуба под крики разъярённых васюкинских любителей, до которых, наконец, дошло, что «гроссмейстер О. Бендер» просто жулик и увозит с собою пятьдесят их кровных рублей; перевернувшейся в итоге баркой преследователей, в результате чего все они оказались в воде, и благополучным исходом компаньонов в маленькой лодке.

На следующее утро они оказались в виду Чебоксар. Но ещё прежде, чем они приблизились к пристани, где можно было видеть чувашей и черемис (марийцев), внимание их привлёк предмет, плывший по течению впереди лодки. «Это был стул, вскрытый на «Скрябине» и теперь медленно направлявшийся в Каспийское море».

Чебоксары. 1929
Чебоксары. 1929

А вечером друзья увеличили свой капитал на пять рублей продажей лодки, сели на теплоход «Урицкий» и поплыли дальше вниз по Волге, рассчитывая по дороге обогнать медлительный тиражный пароход и встретиться с колумбовцами уже в Сталинграде.

Довольно быстро миновали Мариинский посад, Казань, Тетюши, Ульяновск, Сенгилей, село Новодевичье, Жигули, Самару и Саратов…

А в Сталинграде пришлось провести две недели, прежде чем в начале июля 1927 года появился, наконец, «Скрябин». Перед разгрузкой на пароходе провели последний тираж и разыграли крупные выигрыши.

А часа через четыре выгрузили весь театральный реквизит, в том числе три искомых стула. Между делом выяснилось, что в Сталинграде труппа играть не будет, а едет поездом в Пятигорск через Ростов-на-Дону – Минеральные Воды.

Сталинград. 1930-е гг.
Сталинград. 1930-е гг.

Денег у концессионеров хватило только на один билет, поэтому Остапу пришлось ехать зайцем. Ипполит Матвеевич прождал его на станции «Минеральные воды» несколько часов, пока тот не прикатил в товарном вагоне, набитом пустыми нарзанными бутылками. Ведь великого комбинатора ссадили за безбилетный проезд ещё в Тихорецкой. Однако он кое-что «накропал» по дороге, и вскоре дачный поезд «бренча как телега, в пятьдесят минут доставил их до Пятигорска. Мимо Змейки и Бештау концессионеры прибыли к подножию Машука».

Пятигорск.

«Был воскресный вечер. Всё было чисто и умыто. Даже Машук, поросший кустами и рощицами, казалось, был тщательно расчёсан и струил аромат горячего вежеталя.

Белые штаны самого разнообразного свойства мелькали по игрушечному перрону: штаны из рогожки, из чёртовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели. Здесь ходили в сандалиях и рубашечках «апаш». Концессионеры в тяжёлых грязных сапожищах, тяжёлых пыльных брюках, горячих жилетах и раскалённых пиджаках чувствовали себя чужими».

"Цветник"
"Цветник"

На трамвае они доехали до известного парка «Цветник», где было много музыки, много весёлых людей и, на удивление, мало собственно цветов. Играл симфонический оркестр, в Лермонтовской галерее продавали нарзан. И никто не обращал внимания на двух грязных искателей бриллиантов.

"Цветник". Лермонтовская галерея
"Цветник". Лермонтовская галерея

- Эх, Киса, - сказал Остап, – мы чужие на этом празднике жизни.

Пробраться в помещение театра, как предполагали компаньоны, на сей раз оказалось очень и очень трудно – за кулисами ночевало звуковое оформление: Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд, которым не по карману оказалась гостиница. Бендер с Воробьяниновым, выбиваясь из сил, ночевали у места дуэли М.Ю. Лермонтова и прокармливались переноской багажа туристов-середнячков.

Наконец, у нарзанного источника Остапу удалось свести знакомство с театральным монтёром Мечниковым, крайне нуждавшимся в деньгах и согласившимся притащить стулья за двадцатку.

Была лишь одна загвоздка: деньги Мечников – большой прощелыга – требовал вперёд, и никак иначе. В общем, «утром деньги, вечером стулья, или вечером деньги, а на другой день утром – стулья».

В итоге, Бендер, до неприличия испачкав одежду Ипполита Матвеевича, заставил его просить на трёх языках подаяние в «Цветнике». Сам же купил на последний гривенник квитанционную книжку и принялся бойко торговать входными билетами в одну из городских достопримечательностей – Провал, подземную пещеру, грот и озеро глубиною 11 метров.

-9

К вечеру, всеми правдами и неправдами, удалось набрать более двадцати рублей: от продажи «билетов» и от нищенства Кисы. Кстати, последний, когда стоял, сгорбившись и сгорая от стыда, под акацией, не видел многого.

Не видел «людоедки» Эллочки Щукиной, гулявшей по аллеям и волочившеъ за собою покорного, примирившегося с ней мужа, Эрнеста Павловича.

Не видел голубого воришку Альхена (бывшего завхоза из Старгородского 2-го дома Собеса), который вместе со своей супругой Сашхен сидел в буфете за шашлыком по-карски, осетриной и кахетинским № 2. Кстати, он в тот день тоже собирался ехать в Провал, но не успел. Это его и спасло. «Остап выдоил бы из робкого завхоза никак не меньше тридцати рублей».

С недавнего времени герои романа навсегда «поселились» в этом городе.

Бронзовый великий комбинатор гордо стоит у входа в Провал, одной рукой опираясь на стул, а в другой держа пачку билетов.

Фигура же Кисы высится, в общем-то, в верном месте – в «Цветнике», хотя не в тени и не под акацией.

…Деньги были переданы монтёру Мечникову, и тот приволок следующим вечером два стула. Третий же, по его словам, забрать было невозможно: на нём играло в карты пресловутое звуковое оформление.

Для пущей безопасности вскрытия друзья забрались на самую вершину Машука. Внизу светились огни Пятигорска, станицы Горячеводской, а на горизонте смутно вырисовывался Кисловодск.

Увы, содержимое этих стульев концессионеров не удовлетворило, а последнего предмета (одиннадцатого по общему счёту) они так и дождались. Мечников, «измученный нарзаном», обратил все двадцать рублей на покупку простой водки, и дошёл до такого состояния, что содержался взаперти, в бутафорской. Через три же дня театр Колумба выехал в Тифлис по железной дороге через Махачкалу и Баку.

- Вот вам и Кислые воды! – завил Остап, узнав об отъезде театра. – Сучья лапа этот монтёр. Имей после этого дела с теаработниками! .

Но как было выбраться из Минеральных вод? Попытки Ипполита Матвеевича сесть на поезд бесплатно успехов не имели, и ему пришлось ещё раз выступить около «Цветника», теперь в качестве опустившегося бывшего попечителя учебного округа. Но за двенадцать часов тяжело и унизительной работы удалось насобирать лишь два рубля с мелочью. Хватило этого на один билет до Владикавказа.

Бендеру пришлось вновь ехать зайцем…

В заключение несколько замечаний.

Режиссёр популярнейшего кинофильма «12 стульев» Леонид Гайдай пятигорские реалии представил по-иному:

Так, театр Колумба здесь «квартирует» в Лермонтовской галерее, и на её фоне и происходят переговоры с монтёром Мечниковым.

Ильф и Петров не уточняют, где именно Бендер учил Ипполита Матвеевича нищенствовать, а в фильме точка очень узнаваема – «у Орла», на горе Горячей.

-10

Ещё сюрприз. За Провал Леонид Иович по каким-то причинам выдаёт Грот Лермонтова, а Воробьянинов нищенствует вообще в Ессентуках, возле грязелечебницы имени Н.А. Семашко.

В ленте не отражена сцена забирания героев на вершину Машука для распотрошения стула. И вообще она выглядит неправдоподобной. Ночной подъём – дело исключительно утомительное.

Также несколько сомнительно место ночёвки у места дуэли великого поэта. Это тоже достаточно высоко и, кроме того, далеко от центра города. Проще было ночевать, например, в Эммануэлевском парке.

Пятигорск. Пушкинские ванны (нижние).
Пятигорск. Пушкинские ванны (нижние).

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк