Когда мне, преподавателю музыкального училища, знакомые сообщают о намерении учить своих детей-младшеклассников в ДМШ, в моём сознании рисуется картина колоссального родительского участия.
Мало того, что я знаю подноготную музыкального образования - я ведь ещё и многодетный родитель-практик. Я в эти игры сама играю, причём добровольно. Вкладываюсь. Испытано на себе. Отказаться - ни в коем случае. Но делается это сложно...
Предположим, играет весьма способный восьмилетний юноша на флейте. Как-то играет - в общем, старается. Два урока в неделю - железно, плюс фортепиано хотя бы разок. Всему этому нужно уделить внимание и дома тоже.
Сольфеджио, музлитературу ("слушание музыки") и хор, а впоследствии ансамбли и оркестр никто не отменял - да и хорошее всё дело, сплошной эксклюзив. Мама и папа, ау! Не сачкуйте! Двигайтесь! Мобильнее, пожалуйста! Домашние задания - просто загляденье, даже для родителей-музыкантов.
А тут выясняется попутно, что парень прямо-таки создан для танца. Что ж, потерять - жалко. Вот и ещё три-четыре вояжа в неделю назрели. Подумаешь, всего-то неполный час от музыкальной школы добираться. Обратно, домой - дольше: пробки на дорогах и в метро. Зато какой ансамбль, лучшие хореографы-народники! Концертная жизнь обеспечена.
А вообще-то хлопец во втором классе учится. По-настоящему. Очно... Все перемещения осуществляются с ранцем.
Этот неутомимый товарищ - второй ребёнок из четверых. Старшая сестрица, задумчивая девочка из 4"А", развивается в фортепианном и певческом отношениях. Так что - смело умножаем родительские вложения в ДМШ на два! Заметьте, никто не гарантировал, что всё описанное богатство на двоих - по времени совпадёт. Вот именно, что не должно совпасть: а как же иначе маме к обоим на специальность попадать, хотя бы изредка?
В затылок дышит детсадовец-пятилетка, которому как раз пора начинать обучение. Распланировали: музыку начать лучше с пяти, хореографию присоединить спустя годик. Говорят, по природным данным товарищ не хуже старшего брата. Так что - в бой!
Подождать до семи, подарить ещё пару лет "безоблачного" детства? Да ни за что.
Нынешние семилетки из настроенных на развитие семей - уже в чём-нибудь да профи. Отстать - элементарно стыдно. По актуальным меркам, первый (бюджетный) класс - это ни в коем случае не "с нуля", это "с подготовкой". Шустрим, родители, шустрим. Работаем, не улыбаемся - если, конечно, хотим, чтобы над сыном впоследствии не посмеивались вышколенные ровесники.
Старшая группа сада? Да, логопедическая. Куда ж она денется...
За чашкой чая беседуем на работе с приятельницей-коллегой, большой умницей, мне почти ровесницей. Асе уже вплотную под сорок, но она пока не мама. Зато (надо отдать ей должное) неисправимая оптимистка. Тот самый случай, когда море по колено. Что называется, "Чужую беду руками разведу"...
- Ну тут ясно, - вещает розовощёкая Ася. - Бабушек у вас сколько дееспособных? Одна? Не в Москве? Иногда может помочь? Тогда няни. Должно быть, сразу двоих нужно приглашать, согласна?
Не стремясь особо спорить - выслушиваю, киваю. Есть у меня собственные представления о том, как добывать для своих кровиночек качественное дополнительное образование.
Кстати, это сейчас оно "дополнительное" - в недалёком будущем имеет право вырулить в профессию. Не исключено.
Няня - такая универсальная "палочка-выручалочка" - что она реально делает? Водит, возит, доставляет. Подкармливает, отвечает за безопасность. Человек "технический". Требовать большего? Насильно мил не будешь... Няня на работе, "при исполнении". Она гордый почасовик.
Матери, конечно, бывают самые разные. И всё-таки факт: неравнодушная мама вечно внедряется в суть околоучебной психологии, ставит перед собой вопросы... и их прорабатывает - лишь бы корабль не сел на мель. Мама (очень возможно, также и папа!) следит за детским прогрессом, за уровнем дочки/сына в контексте группы, за самоощущением ребёнка в деле.
Требовать того же от няни? Полагаю, что действия "по алгоритму" здесь не дадут ощутимых результатов.
- Неужели сама везде гоняешь? - не унимается настырная музлитераторша Ася. - А работать когда? Ты же вышла из всех своих декретов - да, говорят, насовсем... Малой-то в ясли пошёл? Или всё-таки третью няню надо?
Мой выбор прост. Нагружаться работой в первую половину дня (общее образование школьников незыблемо, детский сад великолепен), вторую же отдавать творческим проектам наследников.
Было бы желание... Лично мне такая возможность доступна. При очень раннем утреннем старте! Всегда находятся студенты-"жаворонки", готовые в полвосьмого-восемь уже активно воспринимать информацию и приобретать навыки.
Знаю: многие мамы вынужденно уходят даже с любимой и достойной работы, постигнув объём необходимых вложений в детскую учебу. Их вполне можно понять.
Встречались мне папы дивного душевного благородства, взявшие на себя часть околообразовательных хлопот. Эти папы вызывают безмерное уважение.
Кстати, у моего супруга данное качество - приобретённое.
Семьи живут очень и очень по-разному. Тем не менее, трудность и многосоставность вопроса налицо. Способов разрешить его, не проиграв финансово, - несколько.
Полагаю, в данной теме категорически не допустимо лишь одно - облегчённое отношение.
Можно сколько угодно приводить примеров типа "продлёнка=кружки, а что ещё нужно..."
Это малоконкретно.
Мне бы хотелось говорить об осмысленном выборе активности родителями и самими детьми. О выборе, подводящем вплотную к профориентации.
О самом сложном и благородном периоде родительства.
О выдержке тех, кто заранее знал, на что шёл.
И да, это большая радость, когда виден результат!