Проект преобразования улицы New Road в Брайтоне (Великобритания) – прекрасный пример того, как анализ окружающих территорий и градостроительного контекста помогают прийти к верным и действенным решениям. Из недоступной и неживой улицы New Road превратилась в пространство с активным пешеходным потоком, при этом и автомобильное движение было частично сохранено.
Опора проекта – масштабное исследование, которое его авторы, Gehl Architects и Landscape Projects, назвали "Публичное пространство. Общественная жизнь". Архитекторы исследовали морфотипы соседних кварталов, структуру пешеходных перемещений, сезонные активности. Для исследователей было важно понять, как люди используют эту улицу, откуда и куда они идут по ней, поэтому большая часть работы проходила "в поле", в разговоре с людьми и на проектных семинарах. Так планировщикам удалось выяснить потребности разных групп жителей.
Почти пешеходная улица
Несмотря на свое центральное расположение и множество культурных объектов поблизости, улица New Road долгое время оставалась своебразными задворками, парковкой для автомобилей, и ничем не привлекала людей. Соответственно, малому бизнесу тоже было невыгодно массово открываться в этом месте. Однако центральное расположение улицы все же давало надежду на её оживление – городская администрация предложила перекрыть здесь автомобильное движение и сделать New Road полностью пешеходной.
Но после разговора с владельцами местных заведений власти обнаружили, что они опасаются потерять бизнес, если автомобили будут запрещены. Поэтому у архитекторов возникла идея нового типа улицы. New Road стала первой в Великобритании улицей общего пользования - автомобили здесь не запрещены, но приоритет всегда у пешехода и велосипедиста. Дизайн улицы поощряет езду на велосипеде, любые пешеходные перемещения и просто отдых. Для этого с улицы убрали бордюры и прочие препятствия – так пешеходы и велосипедисты смогли свободно перемещаться и иметь приоритет над другими пользователями. Проектировщики заранее продумали возможные маршруты для каждой из групп, сделали улицу комфортным и безопасным пространством для всех.
Дизайн для зрительного контакта
Пространство улицы спроектировано таким образом, чтобы пешеходы, автомобилисты и велосипедисты видели друг друга и снижали скорость там, где это необходимо. Для программирования пространства даже использовали собак-повадырей, которые не только подсказывали маршруты слабовидящих, но и в целом помогали понять, как передвигаются люди в ограниченном пространстве. Покрытие улицы тоже играет роль: специальная полоска отмечает начало улицы, переезжая через нее, водители знают, что нужно притормозить, а пешеходы слышат звук колес, переезжающих полосу.
Исследование показало, что из-за многочисленных театров улица остается активной и в ночное время, поэтому вопрос освещения был одним из ключевых. Дизайнеры привлекли художника по свету, который тщательно спроектировал уличное освещение таким образом, чтобы пользователи чувствовали себя в безопасности и одновременно не раздражались от яркого света.
Центральный архитектурный элемент пространства – длинная деревянная скамья во всю улицу, где можно отдохнуть и посмотреть на New Road со стороны.
Исследование дает результаты
Благодаря всей совокупности планировочных и дизайнерских приемов и техник, основанных на предварительном исследовании, улица New Road кардинально изменилась: она стала интересным местом, оживленным и одновременно безопасным. Местные жители приняли эти изменения, но улица уже стала центром притяжения всего района и одной из наиболее популярных улиц города.
Среди других немаловажных результатов: интенсивность дорожного движения в этом районе снизилась на 93 %, количество пешеходов увеличилось на 62 %, а количество активностей возросло на 600 %, что значительно увеличило вклад в экономику города.
Наверное, главный критерий успеха проекта – оценка жителей. Около 86 % жителей Брайтона хотели бы видеть больше подобных районов в городе.
Подход, основанный на детальном предпроектном исследовании места, вполне масштабируем и сейчас используется многими архитекторами и планировщиками. Его, в том числе, использует Институт Генплана Москвы при разработке проектов планировок ключевых для города территорий.