Роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта" был написан в 1868 году, имел международный успех, был переведен на огромное количество языков (по статистике уступая только книгам Агаты Кристи).
Первую экранизацию осуществит в 1936 году советский режиссер Владимир Вайншток (режиссер, любивший приключенческую литературу - достаточно вспомнить его "Остров сокровищ", "Всадник без головы", "Вооружен и очень опасен"), фильм сразу станет классикой.
Станислав Говорухин, еще один любитель книг детства (("Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Десять негритят" и др.) снял сериал, куда смог вместить максимальное количество верновских приключений на 37-й параллели. И еще он решил, что не сможет найти музыки лучше, чем бессмертная увертюра Исаака Дунаевского к фильму 1936 года. Это было своеобразное "отдание дани" кино, на котором он вырос. (Похожим образом поступит Александр Атанесян, когда использует для своего мини-сериала "Морской дьявол" песни из "Человека-амфибии", но бездарный ремейк они не спасут).
Диснеевский "В поисках потерпевших кораблекрушение" был одним из проектов студии снять не мультипликационный, а игровой фильм. Эта продукция, как правило, во многом уступала анимации...
Выбор на роль Роберта маленького Яши Сегеля был для него судьбоносным - он стал режиссером ("Дом, в котором я живу", "Прощайте, голуби", "Разбудите Мухина", "Риск — благородное дело"). А в "Детях" он лихо лазает по вантам под песенку о веселом ветре (которая тоже станет вечнозеленым шлягером).
Ну а выбор на роль Мэри Грант именно Хейли Миллз (известной в СССР по детективу "Тигровая бухта"), дочери известного британского актера Джона Миллза, и начинающей актрисы, была для "Дисней продакшнс" рутинным выполнением контракта на третий из шести фильмов с Хейли.
Черкасов был универсальным актером. Он мог играть героев ("Александр Невский"), злодеев ("Иван Грозный"), легендарных книжных персонажей ("Дон Кихот"), комиков (эстрадный номер "Пат, Паташон и Чарли Чаплин")... Кстати, после Паганеля Вайншток пригласит его в "Остров сокровищ" на роль Билли Бонса...
Эстонец Лембит Ульфсак прославился ролью Тиля Уленшпигеля в фильме "Легенда о Тиле". Говорухин увидел в нем долговязого неуклюжего Паганеля, и актер прекрасно продемонстрировал комедийную сторону своего дарования.
Что касаемо Шевалье, то он наименее подходил на роль Паганеля - разве что национальностью. Думается, что для "Дисней продакшнс" дать сыграть последнюю кинороль знаменитому французскому шансонье, в эмиграции в годы войны сделавшему карьеру в Голливуде - это была главная причина, по который решили снимать именно эту книгу. И переделки коснулись именно его персонажа. Оказывается, письмо капитана Гранта нашел именно он! А в конце найденный капитан заявил (СПОЙЛЕР!), что никаких писем не писал, и это - мистификация Паганеля(!). приведшая тем не менее, к счастливому финалу! И конечно, не обошлось без песенок, спетых мсье Морисом, хоть это и не мюзикл! Вот одна из них - "Наслаждайтесь этим!", где Шевалье подпевает Хейли Миллз:
У Хейли есть и сольная песенка - "Потерпевшие кораблекрушение":
В любом случае им не переплюнуть бессмертного дунаевского "Капитана" в исполнении несравненного Черкасова:
Этого отрицательного персонажа в фильме 1936 года сыграл Иван Чувелев, ранее замеченный больше в ролях красноармейцев. В сериале это был харизматичный серб Джордже Росич. Записной злодей американского кино Джордж Сандерс для этой роли был явно чересчур интеллигентен (потому он в фильме - не разбойник, а торговец оружием).
На эту эпизодическую роль, служившую скорее символом, а не персонажем, чаще приглашали типажных актеров - Юрия Юрьева, театрального актера классического репертуара, Джека Гуиллима, актера шекспировского театра... А вот Говорухин не случайно отдал роль Борису Хмельницкому, за которым был шлейф костюмно-героических ролей - и прежде всего Робин Гуда в двух фильмах...